Экономика
Авиакатастрофа
“Независимая газета”
10 июля в России объявлен денем траура по жертвам авиационной катастрофы в Иркутске. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба главы государства. “Выражая скорбь по погибшим и соболезнуя их родным и близким, постановляю: объявить 10 июля днем траура в Российской Федерации”, - говорится в указе президента.
На всей территории страны должны быть приспущены государственные флаги и отменены развлекательные мероприятия и телепрограммы. Владимир Путин также поручил правительству и соответствующим службам оказать всю возможную помощь пострадавшим в катастрофе. Пока ведется расследование причин трагедии, унесшей жизни более 120 человек, аэробусы А-310 авиакомпании “Сибирь” продолжают летать - ни один из запланированных рейсов вчера утром и днем не был отмен.
Состояние - крайне тяжелое
Для выяснения причин катастрофы самолета, построенного в 1987 году, в Иркутск вчера вылетела правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным. В состав комиссии вошли представители Межгосударственного авиационного комитета, Росавиации, Ространснадзора и других ведомств.
Пассажирский самолет А-310 авиакомпании “Сибирь” вылетел в субботу в 21.15 из столичного аэропорта “Домодедово” для выполнения рейса 778 Москва-Иркутск. По информации пресс-центра аэропорта, всего на рейс были зарегистрированы 202 человека: 193 пассажира и 9 членов экипажа. По данным самой авиакомпании и регионального управления МЧС, на борту было 200 человек: 192 пассажира, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа. Катастрофа, как сообщили в пресс-службе МЧС РФ, произошла в 2.50 по московскому времени (7.44 - по местному) при посадке в аэропорту Иркутска: уже после приземления аэробус внезапно потерял управление, вышел за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил бетонное ограждение, въехал в частные гаражные постройки и загорелся.
Как сообщил корреспонденту “НГ” оперативный дежурный ГУ МЧС по Иркутской области, ликвидировать пожар удалось только в 5.02. Авиалайнер, по его словам, выгорел практически полностью, не задета огнем осталась только хвостовая часть.
По последним данным, из горящей машины спаслись около 70 человек. 11 человек смогли самостоятельно покинуть самолет через аварийный люк. Остальных, включая пилота, вынесли из горящей машины спасатели и пожарные. В больницы Иркутска доставлены 57 человек, в том числе шестеро детей и три члена экипажа, сообщили Интерфаксу в областной прокуратуре. Состояние 29 раненых оценивается как тяжелое, шести - как крайне тяжелое.
Данные о количестве жертв поступали вчера достаточно противоречивые. По информации МЧС, из останков самолета были извлечены тела 127 человек. В областной прокуратуре заявляют, что в авиакатастрофе погибли 124 человека. В ближайшее время в морге Иркутска, куда направляют тела погибших, должна начаться процедура опознания. По словам директора по маркетингу авиакомпании “Сибирь” Константина Кошмана, на борту А-310 находились 12 иностранных граждан (по двое граждан Польши, Молдавии, Южной Кореи и по трое граждан Китая и Германии). Их судьба сейчас выясняется. Вчера оставалась неизвестной и судьба начальника Управления ФСБ по Иркутской области Сергея Корякова. В группе общественных связей областного УФСБ подтвердили, что он значится в списках пассажиров, вылетевших из Москвы в Иркутск, но в списках доставленных в больницы его нет.
По факту крушения самолета Транспортная прокуратура Иркутской области возбудила вчера уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение эксплуатации воздушного судна). Расследование его взял под личный контроль генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Рассматривается несколько версий катастрофы, но основные - неисправность техники и “человеческий фактор”, сообщила официальный представитель Генеральной прокуратуры Марина Гриднева. При этом она подчеркнула, что “более определенно можно будет дать ответ после расшифровки “черных ящиков”, которые уже обнаружены на месте крушения.
В свою очередь, министр транспорта РФ Игорь Левитин не исключил, что катастрофу могли спровоцировать плохие погодные условия. “То, что известно: самолет выкатился за пределы полосы, был дождь, мокрая взлетно-посадочная полоса. Поэтому нам надо проверить сцепление и работу механизмов самолета”, - заявил министр в эфире телеканала “Россия”. По словам Левитина, пилот “сел и доложил диспетчеру, что посадка произведена, и дальше связь уже с ним пропала”. Возможно, у самолета возникли проблемы с реверсом, и вместо торможения он пошел на ускорение.
Версия теракта, хотя и считается маловероятной, но также будет проверяться. “Каких-либо признаков в пользу версии теракта выявлено не было, поэтому основной скорее всего станет техническая версия авиапроисшествия”, - сообщил ИТАР-ТАСС представитель оперативного штаба в Иркутске.
В Анталью - без перебоев
Представители авиакомпании “Сибирь” вчера не комментировали информацию о возможных неисправностях самолета до вылета. Как передало “Эхо Москвы” со ссылкой на одного из пассажиров рейса Москва-Челябинск, который вылетал из “Домодедово” 8 июля, этот рейс был задержан. А самолет А-310 был заменен на другой - марки “Ил”. “Эта информация проверяется, но пока мы не можем подтвердить ее”, - сообщил корреспонденту “НГ” пресс-секретарь “Сибири” Илья Новохатский. А в пресс-службе “Домодедово” заявили: “В первом приближении у компетентных лиц аэропорта этой информации нет”.
Также в пресс-службе аэропорта не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию еще об одном техническом инциденте в аэропорту “Домодедово”, имевшем место, как сообщалось, за несколько дней до вылета иркутского рейса. Обнаружив неисправность в самолете Boeing-767 британской авиакомпании, было принято решение об отмене рейса. Самолет провел два дня в аэропорту и вылетел в пункт назначения только после того, как все сомнения в его исправности отпали. Касательно этого случая сотрудница пресс-службы “Домодедово” заявила корреспонденту “НГ”: “В выданной нам информации такого инцидента не было, а заняться более пристально выяснением этого сейчас не представляется возможным”.
Приостанавливать полеты А-310 “Сибирь”, по словам директора по маркетингу авиакомпании Константина Кошмана, “не считает необходимым”. Тем не менее, как заявил представитель компании, если вопрос о приостановке эксплуатации этих типов воздушных судов все же встанет, “компания приостановит их использование”.
Как сообщил “НГ” начальник пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов, пока никакого запрета на эксплуатацию аэробусов вводить не планируется. “Еще не известны причины инцидента, - сказал он “НГ”. - До выявления причин никакие действия с нашей стороны предприниматься не будут”.
Вчера самолеты этого типа продолжали совершать вылеты из “Домодедово”: аэропорт покинули два рейса в турецкую Анталью, два - в Германию (в Мюнхен и в Ганновер) и один - в Ташкент. Прошли регистрацию на рейс А-310 и пассажиры рейса, направлявшегося в Тунис (аэропорт курорта Монастир).
В связи с этим вспоминается история, имевшая место в августе прошлого года, когда Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта приостановило эксплуатацию самолетов Ил-96-300. По официальной версии, поводом для вынесения такого предписания стал частый отказ систем торможения. Между тем именно неисправность тормозной системы источники из окружения президента называли основной причиной инцидента 2 августа в финском аэропорту “Турку”, когда “борт № 1”, уже разогнавшись по взлетно-посадочной полосе, неожиданно для всех вернулся на стоянку. Президент Путин покинул Ил-96 через запасной выход и пересел на резервный Ил-62, который и доставил его в Москву. Предписание Ространснадзора было выполнено всеми российскими авиакомпаниями. Запрет на полеты Ил 96-300 был снят только после устранения всех неисправностей 3 октября 2005 года.
История погибшего аэробуса
Разбившийся аэробус А-310-324, бортовой номер F-OGYP, по данным российского представительства концерна Airbus, был произведен в июне 1987 года и поставлен авиакомпании Pan American (впоследствии Delta Aitlines). Общий налет на конец июня 2006 года составил 52 тысячи летных часов. В 2004 году, как сообщил “НГ” пресс-секретарь авиакомпании “Сибирь” Илья Новохатский, лайнер был взят в лизинг у компании Airbas Leasing II. До этого эксплуатировался авиакомпанией “Аэрофлот”. Связаться с представителями этой авиакомпании и выяснить, когда этот самолет был приобретен “Аэрофлотом”, вчера не удалось.
Как говорится в распространенном вчера официальном заявлении авиакомпании, разбившийся в Иркутске лайнер был оснащен двигателями Pratt&Whitney PW4152 и рассчитан на перевозку 205 пассажиров. Как утверждают в “Сибири”, последнее техническое обслуживание самолета по форме C-check (проводится каждые 15 месяцев эксплуатации самолета) проводилось 12 июля 2005 года, а перед вылетом в Иркутск он прошел технический осмотр. Обслуживанием самолета, как сообщили “НГ” в пресс-службе аэропорта “Домодедово”, занимались специалисты немецкой Lufthansa Technics.
Всего в мире в настоящее время эксплуатируется 229 самолетов А-310 в 39 авиакомпаниях.
Происшествия с самолетами авиакомпании “Сибирь”
4 октября 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании “Сибирь”, выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив-Новосибирск, был сбит над Черным морем ракетой С-200, выпущенной в ходе учений сил ПВО Украины. Погибли 78 человек.
14 января 2002 года самолет Ту-204, выполнявший рейс Франкфурт-Новосибирск, из-за отказа двух двигателей совершил вынужденную посадку в Омске. Самолет приземлился в режиме планирования, выкатившись за пределы посадочной полосы более чем на 400 метров. Никто не пострадал.
27 августа 2003 года при посадке в аэропорту Иркутска Ту-154 выехал на 70 метров за пределы посадочной полосы и сбил два осветительных прибора.
24 августа 2004 года самолет Ту-154, совершавший рейс Москва-Сочи, был взорван террористкой-смертницей на подлете к Ростову-на-Дону. На борту самолета находилось 46 человек, включая 8 членов экипажа.
10 июля 2005 года в Новосибирске в аэропорту “Толмачево” совершил вынужденную посадку самолет А-310 авиакомпании “Сибирь”, следовавший рейсом 777 Иркутск-Москва с 193 пассажирами и девятью членами экипажа на борту. Как сообщили в пресс-службе авиакомпании, во время полета сработала сигнализация о падении давления на борту самолета.
9 января 2006 года в схожую ситуацию попали возвращавшиеся из Таиланда в Москву пассажиры самолета А-310 авиакомпании “Сибирь”. Из-за невышедшего шасси борт полтора часа кружил над аэропортом “Домодедово”, после чего совершил аварийную посадку.
“Независимая газета”
P.S. Данные о количестве пассажиров и погибших уточняются.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: