Экономика
Иван Иванович – дизайнер города
Маргарита ПАРХОМЕНКО
Кому бы пришло в голову узкий клин земли, втиснутый между каменной стеной мощной кладки и хрупким двухэтажным деревянным домом, засадить цветами, которые среди серости окружения ярким живописным мазком радуют глаз?
Однажды, поднимаясь по улице Пологой, я натолкнулась на такой миниатюрный оазис - гладиолусы, георгины, астры в содружестве сияли на одной-единственной клумбе, отгороженной от дороги заборчиком из роскошной настурции. Потом познакомилась с хозяйкой этого мини-сада.
- Под моим окном на втором этаже был этот крохотный участок земли. И я подумала: скоро кто-то на стоянку втиснет сюда машину. Дай-ка я цветы посажу. Дело это я люблю. У меня дома маленький садик, даже овощи растут - перчик и помидоры. Так появилась эта клумба.
Ушла из жизни эта женщина, а дело рук ее живет, дочь Лариса ухаживает за этим крохотным садом.
Ландшафтный дизайн - наука и искусство. В западных странах это культивируется веками. Училась этому и Россия. Яркий пример тому - Павловск под Санкт- Петербургом. В Павловском парке были созданы семь основных районов как семь поэтичных образов русской северной природы. «Что шаг, то новая в моих глазах картина», - писал о Павловском парке поэт В. Жуковский.
Еще в 18 веке стали там в лесном массиве прорубать просеки, это были будущие парковые аллеи. Этот ансамбль дошел до нашего времени - холмистые берега реки Славянки с перекинутыми через нее мостиками, тихая гладь прудов, затененных деревьями, молодые рощи и древние темные заросли леса гармонически сочетаются с мраморной и бронзовой скульптурой.
Искусно включены в пейзаж павильоны и сооружения. И как венец задуманного архитекторами возвышается над парком золотистый с белыми колоннами дворец, видный даже из самых отдаленных участков парка - это все Павловск. Все было бережно сохранено, что сотворил Бог.
Похоже, что во Владивостоке то там, то здесь рождается стихийный ландшафтный дизайн. Иван Иванович в который уже раз сидел на балконе и видел каменистый, унылый, весь в бурьяне косогор.
Представьте себе Манилова из «Мертвых душ» Гоголя, его нежные мечтания сделать то и то... Ах, как кипит наше воображение, рождая подчас только мыльные пузыри.
Иван Иванович - напротив. Задумал благоустроить дикое место. И начал с плана. Подключилась дочь-подросток. Она нарисовала эскиз. Воображение отца и девочки увидело косогор в радужных тонах.
Куда деть камни, которые замусорили пространство? Стали их выкапывать из земли, устраивать каменистые горки, обкладывать родник. Просто художественно красивая кладка! Вырыли ямки и заполнили их чистой землей, чтобы она не вымывалась, и посадили там цветы.
Иван Иванович семена покупал сам, на пенсию, помогали своими скудными денежками также бабушки. Дети ближайших домов стали помогать - камни перетаскивали и посевы поливали. Их никто не обязывал и не просил. Сами подключились.
Был из ряда вон выходящий случай, когда четырнадцатилетняя девочка, употребив лишнее, решила сплясать на клумбе и повредила ее. Выгуливают на этом месте и собак, и когда делают замечания хозяевам, они беспрекословно убирают за своими питомцами. Ну, когда не доглядит Иван Иванович, приходится и самому убирать.
Осенью, именно в дни нашего бархатного сезона, цветы в буйстве своем радуют глаз и душу - георгины, астры, ромашки, душистый табачок. У Ивана Ивановича и помидоры там закраснели и овес с пшеницей заколосились. Чуткий человек ощущает гармонию в живой природе и отсюда интуитивно у него рождается сочетаемость вроде несовместимых растений. «Это все красота», - говорит он. Бывший военнослужащий на пенсии, философ по сути своей.
Косогор не малый - это 200 квадратных метров, которые Иван Иванович обиходил с мая. Сначала один перелопатил эту землю, а потом, глядя на него, подключились и другие - бабушки, дети. Все прохожие, словом.
Однажды надо было ему поднять на вершину косогора огромный камень, чтобы положить его в середину клумбы, и 75-летняя старушка помогала ему в этом. Увидела со стороны и пристроилась - Бог в помощь. Этот камень теперь весь оброс цветами, а от клумбы идут каменные ступени, обсаженные астрами и пышным разнотравьем.
На следующий год Иван Иванович хочет углубить одну клумбу, обложить ее полиэтиленовыми трубами, залить водой и заселить карасями и сазанами. Его спросили: «А как же зимой вся эта живность будет? Ведь погибнуть может».
Иван Иванович (с юмором): «Придется на сковородку. Но на следующий год я опять их заселю».
- А можно так сделать, чтобы ямку побольше углубить? Для того, чтобы они перезимовали?
- Я подумаю, попытаюсь их в бочку поместить. А если слой снега прикроет, то, возможно, они и сохранятся.
О планах Ивана Ивановича мы расскажем в следующий раз.
Маргарита ПАРХОМЕНКО.
Фото Галины СМАКОТА.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: