Вселенная
Первый голова Владивостока
Ю. Филатов
Начинаем публикацию цикла статей о наших земляках - градоначальниках Владивостока.
История местного самоуправления в нашем городе началась более века назад. В апреле 1881 года городская дума Владивостока создала свой первый коллегиальный исполнительный орган - городскую управу.
Председателем управы стал управлявший до этого городским хозяйством единолично городской голова Михаил Кузмич Федоров.
Основой Российского государства всегда была жесткая административная вертикаль. Но указы, начинающиеся протокольным «Царь велел и бояре приговорили ...», касались только общегосударственных дел. И воевода, посланный на «кормление» в Пустозерск, и городовой приказчик в Мелкореченске постоянно внушали обывателям - «до бога высоко, до царя далеко, стало быть я для вас - бог, царь и судья!»
Самоуправство государевых слуг на местах вынудило царя Петра издать 30 января 1699 года указ о создании в России органа городского самоуправления - Бурмистрской палаты: «Известно Великому Государю учинилось, что купецким, посадским и промышленным людям от приказных и от разных чинов людей в торгах и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорения. Милосердствуя, он, Великий Государь, указал в расправных и иных делах и в сборах государственных доходов ведать бурмистрам. А в бурмистры выбирать им меж себя добрых и правдивых людей.
А воеводам и приказным людям в их делах не ведать».
Все избранные городскими обществами бурмистры находились в ведении московской Бурмистрской палаты. Ее же глава имел право личного доклада царю. Реформы следующих правителей России ввели в городах сословные думы и городничих. Но в любезном нашему сердцу отечестве строгость любого закона всегда смягчается необязательностью его исполнения.
Поэтому, и через 150 лет после петровского указа городничие таскали купцов за бороды и секли унтер-офицерских вдов, полицмейстеры наведывались в рыбные ряды как в собственную кладовую, а градоначальники судили обывателей не по закону, а по рассуждению.
Подлинное городское самоуправление в России было введено ее великим реформатором - императором Александром II. «Городовое положение» 1870 года устанавливало бессословные выборы распорядительной власти - городской думы, и ее исполнительной власти - городского головы. «Положение» предусматривало равенство влияния каждой ветви власти.
Без утверждения думой городской голова не мог израсходовать и копейку городского бюджета. Без согласия думы исполнительная власть и шагу не могла ступить. Но и дума не могла приказать - как потратить эту копейку, или «куда шагать» городской администрации - так как не имела права законодательной инициативы. Все предложения должны были исходить только от исполнительной власти. Так обеспечивался баланс распорядительной и исполнительной властей. По таким законам и начала жить Россия с 1870 года.
Но на ее далекой окраине даже законодательные новшества приживались крайне медленно. Да и не повезло им на первом этапе гражданского правления. Назначенный губернатором в 1865 году на должность городского управляющего титулярный советник Вишняков оказался обыкновенным провинциальным хапугой и мздоимцем. Областному руководителю пришлось срочно ворюгу с должности гнать.
В 1869 году по предложению губернатора обыватели Владивостока избрали временного общественного городского старосту. Им стал купец Яков Семенов. Но зачем они это сделали, обыватели не совсем понимали. И потому на запросы областной власти отвечали неуверенно:
«Проектируемый город Владивосток еще не утвержден, а существует только пост, равно нет никакого общества. А если и выбран, в виде городского старосты для жителей, то только для разъяснения некоторых вопросов, касающихся, собственно, до будущего общества горожан. Статьи закона здесь не имеют места, так как все распоряжения и средства к нуждам жителей находятся у местного начальника.
1869 год 26 сентября».
Но Областное правление проявило настойчивость, требуя от владивостокцев не только гражданских чувств, но и ответственности. И поэтому... «1870 года марта 27 дня. Жители Владивостока как домовладельцы, так и имеющие земли постановили: всем обществом обязанности старосты возложить на купца Якова Лазаревича Семенова, а обязанности кандидата (заместителя) на Михаила Колесникова. В чем обществом и подписуемся». Далее следовало тридцать подписей.
Первый владивостокский общественный «мэр» свою должность исполнял, естественно, бесплатно, а под канцелярию отвел половину своего домика. В ведение старосты входили сбор налогов, наблюдение за благочинием, то есть общественным порядком и санитарным состоянием, разбор торговых и бытовых конфликтов.
Но Семенов был в первую очередь предпринимателем, налаживающим собственные промыслы морской капусты. Он же был шкипером на своей шхуне «Эмилия». Потому и с облегчением передал в 1873 году Яков Лазаревич бразды правления новому общественному старосте Михаилу Кузмичу Федорову. С него, собственно, начинается городское самоуправление во Владивостоке.
Федоров относился к числу дальневосточников, о которых говорили - «сам себя сделал». Начав обучение в механических мастерских Черноморского экипажа, он уже в 17 лет становится унтер-офицером, а позднее производится в кондукторы (чин равный нынешнему мичману) Корпуса инженер-механиков. В 1865 году молодой механик подает рапорт о переводе в Амурский флотский экипаж. Главной базой Сибирской военной флотилии тогда был Николаевск-на-Амуре. В 1871 году флотилию переводят во Владивосток. Вместе с ней во Владивостоке оказывается Федоров, и остается в нем навсегда.
Тридцатилетнего моряка привлекает возможность развернуть свои предпринимательские таланты. Он подает в отставку и записывается во Владивостокское купеческое общество. В 1873 году жители порта единогласно избирают Михаила Федорова общественным старостой.
Новый староста начал с того, что дал название бывшим просекам, которые уже давно стали, пусть не очень благоустроенными, улицами. Так появилась в порту улица Береговая, односторонняя. На нее выходили фасады усадеб купца Семенова, командира Сибирской флотилии, капитана порта Владивосток. Другой стороной улицы были причалы. Светланская, северную сторону которой скупили торговые дома, Алеутская, соединившая старые судоремонтные мастерские с портом и поселком, Посьетская, ведущая к артиллерийским и минным складам.
Пришлось Михаилу Кузмичу в самом начале своей деятельности встречать и высокого гостя. В 1873 году Владивосток посетил будущий генерал - адмирал Великий князь Алексей Александрович. Следующим шагом старосты была попытка очистить территорию, прилегающую к северо-западному углу бухты Золотой Рог, от самовольных поселенцев. Еще в 1862 году первый начальник порта лейтенант Бурачек положил начало компактному поселению китайцев во Владивостоке - «Миллионке». Но китайско-корейский поселок в центре возник стихийно. А по плану городского старосты на этом месте должен расположиться городской базар.
Поэтому и требовал Федоров от властей выселения самовольщиков, так как: «Владивостокская площадь, на которой предположены красные ряды (лавки) и базар, занята и занимается китайцами без всякого разрешения и даже вопреки приказаниям полиции. Поэтому прошу разрешения Вашего превосходительства снести вышеозначенные китайские фанзы, построенные без соблюдения правил архитектуры и дозволения на постройку».
30 ноября 1875 года владивостокцы впервые использовали свое право, предоставленное им Городовым положением 1870 года, избрали городскую думу. Всего соответствующих цензу оседлости, имущественному цензу и потому имеющих право голоса набралось 165 человек. Из своей среды они и избрали 21 гласного.
Первое заседание первой думы состоялось 7 декабря. В соответствии с тем Городовым положением гласные избрали первого главу администрации - Городского голову. Доверие единогласно было оказано Михаилу Кузмичу Федорову. Вот когда он смог развернуться.
Первое, что сделала городская дума, это обустроила собственный быт. У Восточного отделения Восточно-сибирского общества был куплен пустующий дом на улице Суйфунской. Там разместились городской голова, полицмейстер и служащие. Дворовый флигель стал служить арестным домом, в который его временные обитатели вскоре поднатащили «эскадроны легкой кавалерии».
Смог городской голова упорядочить и доходную часть бюджета. По его инициативе все питейные заведения Владивостока были обложены налогом в 60 рублей. Добился Михаил Кузмич в первый год правления закрепления в собственность участков городской земли за теми, кто занимал их к январю 1876 года. Этим были защищены права первопоселенцев Владивостока.
Дума, по предложению Федорова, обратилась к губернатору области с просьбой отдалить вырубки леса на дрова и выжига угля за пределы полуострова. Так был спасен от уничтожения зеленый пояс городских предместий. Под председательством городского головы начала работу первая строительная комиссия думы.
Ее члены обошли всех жителей города, имеющих недвижимость, и определили участки, уже отошедшие к казенным учреждениям. По этим данным и был составлен первый точный и подробный план Владивостока. Далее комиссия разработала план благоустройства городских улиц и поручила подполковник-инженеру Зотикову составить проект уличных работ.
Михаил Кузмич принимал и первого иностранного дипломата, аккредитованного во Владивостоке. Это был консул Японии господин Суваки. Но главной заботой городской голова считал поиск источников пополнения городской казны. По его настоянию администрация области издала распоряжение, на основании которого весь сбор за вывоз в Китай и Японию морской капусты зачислялся в бюджет Владивостока.
Предложенный Федоровым герб печати Владивостокской думы - тигр, держащийся за рым (кольцо) якоря, стал потом основой герба города.
С возведением Владивостока в степень города первым председателем его городской управы жители вновь избрали Михаила Кузмича. Ему пришлось создавать городскую полицию, городское здравоохранение и службу городского благоустройства. Первые уличные фонари - тоже заслуга Федорова.
Если в начале своей деятельности он в 1876 году открыл первую городскую начальную школу, то в 1899 председатель городской управы Федоров участвует в открытии занятий Восточного института как один из его создателей. Он был один из инициаторов создания Александровских мореходных классов и Общества изучения Амурского края.
Мальчик, принятый учеником в Николаевские мастерские Черноморского флотского экипажа, стал на далекой окраине России статским советником, потомственным дворянином, кавалером российских и иностранных орденов. И когда баллотировался Федоров в общественные старосты, и когда его кандидатуру выставили в руководители города, то избиратели спрашивали: «А скажите, милостивый государь, что Вы намерены сделать для нас?»
И почему-то никому не приходило в голову у кандидата спросить: «А сколько ты, мил - человек, на этой должности уворовать собираешься?» Зато нынче этот вопрос так и вертится на языке.
В те времена на такую должность шли люди предельно честные, пользующиеся полным доверием горожан, основой жизни которых был принцип А. П. Чехова:
«Работать надо, а остальное к черту. Главное - надо быть справедливым, а остальное приложится».
Ю. Филатов.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: