Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (562) от 18 декабря 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Дорогой наш человек Алексей Баталов

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Прославленный в Париже русский киноклуб «Жар-Птица» продолжает свои сезоны. Оттуда пришло письмо в середине ноября: «Наша птичка пока летает хорошо. В ноябре должен приехать с семьей Баталов – будем праздновать его 75-летие! И покажем его фильм «Дело Румянцева» - он там еще молодой и интересный».

И вот Чудо! 20 ноября включаю ТВ: Первый канал показывает Баталова в Шереметьево. Журналистка просит у него автограф.

Алексей Владимирович Баталов, народный артист России:

- Зачем вам мой автограф? Ведь я никому не нужен. Не снимаюсь в кино много-много лет (он назвал астрономическую цифру, боюсь ее повторить). Вот сейчас лечу в Париж. Не то чтобы я убегаю от своего юбилея. Просто друзья хотят мне и моей семье устроить праздник. И я им за это очень благодарен.

«Как это не нужен!» – сквозь слезы твержу я. Правда, на многих каналах ТВ в кадре все одно – стреляют и поют попсу, поют и стреляют. По преимуществу одни и те же. Но главное, как всегда, то, что за кадром.

ЗА КАДРОМ – ГЛАВНОЕ

Говорит Президент-основатель русского киноклуба «Жар-Птица» в Париже Жак Маскарашвили:

- В 1956 году Марк Донской и Алексей Баталов приехали в Париж с фильмом «Мать» по Горькому. Мы, Алексей и я, познакомились и провели вечер на Монмартре в компании Николая Юматова, с которым я знаком с детства: вместе учились в русской школе в Клиши. В следующем году я приехал в Москву на Молодежный фестиваль, где вновь встретился с Баталовым. Он в это время снялся в фильме Калатозова «Летят журавли». В студии «Мосфильма» оператор показал нам некоторые отрывки из картины. Мы были в восторге от «Журавлей». «Этот фильм надо представлять на Каннском фестивале», - твердили мы. Но в тот год был предложен «Тихий Дон». Что было дальше, все знают. С тех пор у меня с Алешей большая дружба.

Бывают исключения из правил – Жак Маскарашвили оказался пророком в своем отечестве. Фильм был представлен на Каннском фестивале в 1958 году.

ТРИУМФ В КАННЕ

По воспоминаниям кинорежиссера Сергей Юткевича, который был членом жюри, холодная изысканная публика вдруг взорвалась бурей аплодисментов после эпизода проводов на фронт в фильме «Летят журавли». Пробег Вероники (актриса Татьяна Самойлова) на вокзале шел под непрекращающийся гул восторженных зрителей. Зрители посапывали и прятали носовые платки. Хозяйка вечера Даниэль Дарье испортила искренними слезами тщательный грим кинозвезды. И не стыдилась этого.

На следующий день вся пресса откликнулась на фильм «Летят журавли». Даже те из критиков, кто упрекал советское кино в пропаганде, вынуждены были признать человечность, тонкость и гуманность киноленты, высокое мастерство создателей.

От того звездного часа пронесся через десятилетия выдающийся кадр оператора Урусевского, когда его камера «показывает» смерть героя: от недоуменно остановившегося взгляда Алексея Баталова она броском через головокружительно вертящиеся деревья уходит в спокойное бездонное небо. Актеров наградили высшими наградами, но они узнали об этом уже много лет спустя.

КУДА УХОДЯТ АКТЕРЫ МЫСЛИ?

Некогда гениальный Тарковской 23 года в родном кинематографе был безработным, выдающийся актер современности Баталов уже давно не попадает на достойные его творческой планки роли. Не приглашают. На экране востребованы актеры типа «экшн». Видимо, нам этим надо переболеть.

Михаил Ромм, приступая к своему новаторскому фильму «Девять дней одного года», по старинке полагал, что главное в кино – зрелище, стремительное, быстротекущее. Сильнее всего работает сюжетная пружина, за нее и держись.

В процессе своей работы нашел формулу – «картина-размышление». Он стал искать актеров мысли, а не действия. Тех, кто сумел бы осторожно и неназойливо, выразительно и вместе с тем как бы небрежно развязать узелки размышлений. Вспомните, как элегантно и озорно бросает в фильме физик Куликов (арт. И. Смоктуновский) свой парадокс:

- Знаете, что такое наука? Наука – это способ удовлетворить свое любопытство за счет государства, да еще получать при этом зарплату.

Для «актеров «мысли» нужны были крупные личности. И они нашлись – Баталов, Смоктуновский. Недавно Алексей Баталов сказал: «Нет ни одной картины с моим участием, которую бы не заругали», так было и с «Девятью днями» - несомненной классикой нашего кино на сегодняшний день.

А тем временем актер такого мощного обаяния, как Баталов, вкупе с харизмой Смоктуновского всколыхнули публику. Люди выходили из залов взбудораженные и потрясенные. Одна зрительница сказала Ромму слова, о которых он мечтал: «Когда я вышла с картины, мне казалось, что я провела полтора часа с очень умными людьми. И эти люди мучатся теми же самыми вопросами, которые мучат меня. Мне бы хотелось поговорить с Куликовым и Гусевым о современном искусстве, мне хотелось бы поговорить с Лелей о жизни».

ЖАР-ПТИЦА ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЕТАЕТ

Невероятно, но факт, я наконец-то оказалась в прославленном русском киноклубе «Жар-Птица», который расположен рядом с Елисейскими Полями. Зрителей еще нет, но в первых рядах сидит одна из ревностных посетительниц русских сеансов тетя Катя. Меня предупреждают, представляя ее: «Она вас заговорит». И атака начинается.

- Я родилась во Владивостоке. Я даже помню бухту Золотой Рог. Мне был год, когда семья уехала из Владивостока. Отец из военных, генерал, мы все выросли в большой любви к России.

И тут подходит к нам нарядный и торжественный месье что-то выяснить. «Сейчас он нас «попросит», решив, что мы – «зайцы», - подумалось мне.

К нам обратился сам легендарный Жак Маскарашвили, директор-основатель киноклуба «Жар-Птица», в котором наши фильмы идут в оригинале, то есть на русском языке с французскими субтитрами.

В этот день показывали фильм В. Венгерова «Живой труп» по роману Льва Толстого с Алексеем Баталовым и Аллой Демидовой в главных ролях. После сеанса француженка Изабель призналась мне, что обожает и русское кино, и литературу.

- Почему нравится именно русское кино?

- Оно самое гуманное.

Может быть, поэтому одна зрительница за 80 лет мне сказала: «Наше кино мне продлевает жизнь».

Это просто потрясающе – в центре Парижа регулярно идут наши фильмы, и это благо для русских и французов. Из недавнего письма секретаря «Жар-Птицы» Альмы Кессельман: «… в прошлую субботу у нас прошла в пятый (!) раз «Карнавальная ночь» с молодой Гурченко. Зал был полон, и все плакали от хохота. В декабре в двенадцатый (!) раз будем слушать «Евгения Онегина» - он нас никогда не утомит».

ВСЕМИ ЛЮБИМЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

Большая дружбы Жака Маскарашвили с Алексеем Баталовым закалена временем – ей около 50 лет. В 1977 году Маскарашвили предложил Баталову стать почетным президентом киноклуба «Жар-Птица». Алексей Владимирович согласился. Каждый год в марте он стал устраивать специальные сеансы, посвященные какому-нибудь событию или человеку, привозил новые фильмы, знакомил парижан с нашими режиссерами, артистами, певцами и художниками. Сам выступал с трехчасовыми беседами. Его слушали затаенно, с восхищением: он, что говорится, выкладывался душой и сердцем. Благодарная публика и хлопала, и смеялась, и плакала.

Актер и певец Михаил Ножкин в первый же приезд заставил прослезиться своими ностальгическими песнями. «Люблю Москву, мою Москву, но все-таки в Париже кусочек сердца и души оставил навсегда». Потом пригласили еще и рыдали, слушая «Рассеялись по свету россияне».

«Жар-Птице» 54 года. Ни один киноклуб мира не просуществовал полвека. И нет ни одного президента, подобного Алексею Баталову, народному артисту России, который уже более 25 лет участвует в ее работе. Всеми любимый президент говорит: «Времена меняются… В России было три революции... «Жар-Птица» здесь... И мы тоже».

Маргарита ПАРХОМЕНКО (Париж-Владивосток).


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100