Вселенная
В стране неслышащих детей
Елена Рябкова
Наблюдая за играющими детьми, мы привыкли слышать звонкий смех и шумные разговоры, вызывающие невольную улыбку. И, кажется, что у всех детство проходит одинако. Но, к несчастью, многие ребята лишены возможности нормально говорить и слышать.
«Когда наши педагоги начинают работать с такими детьми, то все проходят через слёзы жалости», - говорит Мухина Наталья Ивановна, заведующая коррекционной школой-садом д/178. Крайне тяжело видеть маленьких человечков, владеющих дактильной речью.
С трёх лет такие малыши начинают обучаться методу глобального чтения: рядом с рисунком или предметом помещают надпись, которую приходится запоминать. Вторым шагом становится освоение жестовой речи. Многие жесты дети придумывают сами... Но по мере взросления их отучают от общения руками. После каникул ребят так трудно заставить вновь говорить, будто с ними до этого и не работали.
Развитием неслышащих детей занимаются опытные педагоги. Занятия проходят приблизительно по той же схеме, что и в обычных школах. Если зайти в класс, то можно увидеть такие же учебные пособия: алфавит, математические формулы, географическую карту... Трудности начинаются в освоении материала. «У них плохо развито логическое мышление. Нелегко ориентироваться в пространственных понятиях: вчера, сегодня, завтра»... - объясняет Наталья Ивановна.
Глядя на этих детей, сжимается сердце... Их внутренний мир отражается везде: в мягких игрушках, сшитых своими руками, рисунках, открытках для педагогов. Все работы выполнены в ярких красках, отражающих любовь к жизни и к людям. На мои вопросы о мечтах и будущей профессии дети отвечали очень искренне с застенчивыми улыбками на лицах. Например, двенадцатилетняя Наташа и десятилетняя Вика мечтают стать врачами, а одиннадцатилетний Кирилл хочет быть моряком.
Рассматривая открытки, которые дети адресовали педагогам, удивляешься душевности, вложенной в строки: «Улыбайтесь всегда, как матрёшка на этой картинке... Я желаю, чтобы ребята в классе были послушными, как слонёнок на рисунке»...
Я ещё раз убедилась в талантах малышей, когда побывала на спортивных соревнованиях, устроенных в честь предстоящего праздника. Девочки показывали чудеса пластики, исполняя акробатические номера. Мальчики состязались в силе и ловкости. Взрослые слушатели с горестным блеском в глазах аплодировали им. «Не первый раз смотрю, а всё время слёзы бегут», - изредка доносилось с задних рядов. Природа не обделила этих детей ни талантами, ни трудолюбием. Как показывает практика, все неслышащие обязательно устраиваются в жизни.
Ощущают ли маленькие человечки свою непохожесть на других? В коррекционном школе-саду они этого долго не замечают. Одна из бывших воспитанниц, только уже повзрослев и освоив профессию дантиста, поняла, что отличается от других людей. Теперь она непосредственно хочет лечить неслышащих детей.
Адаптироваться во внешнем мире и не чувствовать своего недостатка малышам помогают и родители. Некоторые папы и мамы специально приходят на уроки, считая, что недостаточно занимались со своими чадами дома. Что же ждёт в будущем неслышащих детей? Цель коррекционного сада - интегрировать ребят в обычную школу. Педагоги очень хотят, чтобы их подопечные побольше общались с обычными детьми и «постигали вкус речи». С теми, кто «распробовал вкус речи», нередко возникают проблемы дисциплинарного характера. Дети стараются говорить как можно чаще и порой вмешиваются в чужие беседы в самый неподходящий момент... Но никакие слова не смогут передать красоту сердца!
Елена Рябкова.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: