Земля-кормилица
Парадокс или закономерность?
Э. Гурченков
Главные разговоры, которые ведут обычно аграрии - это нехватка удобрений, особенно минеральных, нехватка техники и вообще развал, полный развал сельского хозяйства. И ни слова о том, что последние годы отмечены рекордными урожаями.
Как уж заливало Ставрополье и Кубань! Сколько гектаров смыло! А осенью подсчитали, и оказалось, что в немыслимых условиях собран рекордный за все время урожай - более 6 млн. тонн зерна.
Потом я услышал по радио, как сетуют на рекордный урожай зерновых в Амурской области. Собрать-то рекорд, несмотря на нехватку комбайнов, собрали. Но куда девать, кто купит по сходной цене? А спустя некоторое время пришло сообщение и о рекордном урожае в суровом Красноярском крае - на круг собрали по 22,7 центнера зерна с га. А ведь и в Амурской области, и в Красноярском крае, и на Кубани потери были по разным, в т. ч. и по заявленным причинам, немалые. И все же рекорды зафиксировали.
Ну, как же так?! Удобрений, в том числе органических, вносили во много раз меньше. Из-за нехватки горючки техника больше простаивала, чем работала согласно принятой агротехники. А в результате - рекорды. Написал я о своем наблюдении И.П. Замяткину. И вот что он мне ответил:
«О парадоксе с урожайностью. Это явление известно давно, наглядно начало проявляться еще в середине 90-х годов. Я пытался об этом написать кое-что в 1996 году. Высылаю вырезку из газеты. Именно тогда, после прекращения внесения минеральных и органических удобрений начался спад урожайности, но потом, вопреки привычной логике, урожайность начала расти и продолжает расти, хотя удобрений практически не вносят вообще. Просто активизировались микробиологические процессы в почве, которую к тому же из-за острейшей нехватки горючего и техники стали меньше пахать и вообще уродовать. Известно, что почва приходит в свое естественное состояние только через 5-10 лет после последнего переворачивания пласта, т.е. начинает активно работать микро- и макрофлора и фауна. Эта закономерность действует во всех земледельческих зонах, отсюда и этот феномен, как у нас, так и за рубежом. Об этом неплохо бы написать и в вашей газете, можно использовать, если считаете нужным, мои заметки о «похмельном синдроме» почвы, потому что, действительно, даже агрономы пожимают плечами, не зная, как объяснить подобный парадокс (на их взгляд)».
И все же непонятно, откуда берут питание растения. Впрочем... В конце 19 в. И.Е. Овсинский доказал на практике, что урожай зерновых и «бураков» можно повысить в 5-10 раз, проводя только рыхление слоя почвы на глубину не больше 2 дюйма (1 дюйм - 2, 54 см). Он, ссылаясь на анализы ученых-почвоведов, утверждал, что удобрений в почве, правда, в неусвояемой форме, на многие сотни лет. И при благоприятных условиях растения сами добывают эти удобрения. Задача же земледельца - создавать и поддерживать эти условия. Сам Иван Евгеньевич овладел этой наукой в совершенстве и рекомендовал ее для применения. Но его опыт так и остался невостребованным. А ведь секрет прост: надо способствовать размжению в почве микрофлоры, уж бактерии сами добудут и доведут до растения все необходимые элементы питания.
Как бы хотелось услышать мнение приморских ученых-почвоведов об удивительном парадоксе, свидетелями которого мы являемся. Или опять будут утверждать, что «в принципе нам живая почва не нужна»?
Э. Гурченков.
Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица: