Защита прав
Чьи честь и достоинство выше закона?
Ирина ГРЕБНЁВА
Почему растет число исков к прессе о защите чести и достоинства? Круглый стол на эту тему состоялся в Институте развития прессы 11 декабря, накануне Дня Конституции.
Елена Ильинична Пархоменко, прокурор краевой прокуратуры, считает, что главной причиной является непрофессионализм журналистов, их нежелание проверить до конца все факты.
В качестве доказательства она принесла табличку исковых дел о защите чести и достоинства к журналистам и СМИ. Таблица начиналась с 1995 года и заканчивалась нашими днями. Она очень красочно иллюстрирует количественное и денежное нарастание исков и возрастание процента их удовлетворения в судах.
Указала Елена Ильинична и на коммерциализацию СМИ, в результате которой на страницах газет появляется намеренная ложь, оплаченная заказчиками.
Ей возразила Ольга Макарова, директор ДВ филиала Института развития прессы. Да, СМИ - это бизнес, считает она, но это не место для драки.
Анна Селезнева из Фонда защиты гласности рассказала о способах давления на независимые и неподкупные СМИ, не последнее место в которых занимает юридическое давление, то есть как раз с помощью исков о защите чести и достоинства. Указала она и на то, что в основном подают иски государственные должностные лица, которые просто обязаны быть на виду у жителей края, голосующих за них на выборах.
Но прокурор Рябов Евгений Николаевич считает, что осадить этих государственных лиц пока нет никакой возможности, ибо Европейский суд пока не вынес конкретного решения об отмене тайн их частной жизни.
Елена Пархоменко возразила своему коллеге. Проблема не столько юридическая, сколько экономическая, считает она. Не успели присутствующие узнать о сути экономической подоплеки - уж не в тех ли она астрономических суммах, которые запрашивают наши чиновники, а частенько и получают их, - как вмешался адвокат Евгений Коровин. Он прямо спросил Елену Ильиничну, имеет ли право юридическое лицо на моральный вред? Ведь моральных страданий оно испытывать не в состоянии!
Однако Елена Пархоменко ответила утвердительно. Во-первых: страдать могут все физические лица - члены коллектива юридического лица (странное правосудие! Страдают одни, а иск подают и деньги высуживают совсем другие!). Во-вторых, Елена Ильинична считает это мнение правильным после того, как Верховный Суд утвердил одно подобное решение. При этом госпожа прокурор очень настоятельно советовала все решения, с которыми мы не согласны, непременно обжаловать именно в Верховном суде.
Наконец-то дали слово представителю СМИ Виктору Булавинцеву. Он сразу отверг все суждения о непрофессионализме руководимых им газет, «Дальневосточное время» и «МК во Владивостоке». Указал на неоднократное процеживание всех материалов юристом газеты и всем коллективом журналистов. Однако судья Грачев счел нужным взыскать с газеты моральный вред, освободив при этом от ответственности автора статьи, который сумел доказать свою правоту.
Присутствующие прокуроры вынуждены были признать, что такое решение весьма сомнительно. Ибо если автор публикации прав, то за что тогда наказывать газету? И здесь как раз проявил свой непрофессионализм судья, а не журналист.
Зато другое решение прокуроры не подвергли сомнению. Речь идет об иске Судебного департамента Приморского края к «Арсеньевским вестям». Газета опубликовала документ, обнародованный на пресс-конференции в филиале Института развития прессы и подписанный многими должностными лицами Дальнереченского района. В этом документе содержались нелицеприятные слова о лесозаготовителе - Управлении судебного департамента. В результате два иска к газете от Управления и от его начальника удовлетворены Арсеньевским судом.
В законе «О СМИ» сказано так: «Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений... если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений». Однако приглашенные на круглый стол прокуроры дружно уверяли, что газета не имела права доверять должностным лицам муниципальных организаций, публикуя официальный документ. Выкручиваясь, прокурор Пархоменко вынуждена была притвориться малограмотной - определение «государственные» она отнесла не только к слову «орган», но и ко всем далее перечисленным словам, (так что получилась просто глупость - «государственных общественных объединений»). На какие жертвы не пойдешь для защиты чести, достоинства и деловой (!) репутации судебных начальников! Тут и через закон переступить не жалко.
Ирина ГРЕБНЕВА.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: