Вселенная
Мир уже не будет прежним
ЛОРНАРИЭЛЬ
Продолжение. Начало в №1.
К 110-летию Джона Роналда Руэла Толкина
Часть 3. ДИВНЫЕ
МОРГУЛЬСКИЙ КЛИНОК
Эта проблема проявилась уже на первых Хоббитских Игрищах под Красноярском, но тогда всем было так хорошо, что проблеме не придали значения. Так, забавный случай...
Некую девицу назгул задел моргульским оружием. “Скоро развоплотишься”, - сказали ей доброжелатели. И девица готова была “по жизни”, на самом деле потерять сознание. К счастью, рядом случилась Галадриэль (Новокузнецкая) и торжественно излечила пострадавшую.
Потом выяснилось, что очень многие оказались не готовы к тому, что происходит на играх: создание другого мира и интенсивная жизнь в нем. Игра длится 3-5 дней, и за это время можно прожить целую жизнь, и не одну. А народ приезжает разный, разновозрастный, и не всегда паспортный возраст совпадает с возрастом личности. В жизни это не всегда заметно и далеко не всегда важно. Но на игре, при высочайшей интенсивности событий, наши житейские достоинства и недостатки проявляются столь же ярко. Ребенок ты или взрослый “внутри себя” - это оказалось очень важным в игре. Потому что ролевые игры - это игры для взрослых. Детей до 12 лет на такие игры практически не берут: они еще не отделили жизнь от игры, для них все, что произойдет на игре, будет взаправду.
Взрослый видит: вот актер играет злодея Карабаса, и хорошо играет. Ребенок видит: вот злодей Карабас.
Был такой случай во владивостокском ТЮЗе: юные зрители поймали бежавшего через зал (по замыслу режиссера) актера, игравшего злодея - кажется, это был Синьор Помидор, - и готовы были расправиться с ним по-своему. К счастью, на выручку “злодею” пришел Вишенка.
Оказалось, что очень многие живут в игре не по взрослой формуле “я играю слона”, а по детской “я слон”. Мир Толкина оказался для них слишком реален.
Но не только в этакой “возрастной незрелости” дело, многих подвела элементарная эстетическая безграмотность - непонимание природы и особенностей искусства, а также недостаточный опыт общения с ним. Часто ли люди, играющие в ролевые игры, ходят в театр? Не “культпоходом”, а сами, по своему желанию? Ну, я 7 лет назад, кажется, была...
ХРАБРАЯ АРАГОРН, МУДРАЯ ГЭНДАЛЬФ
“Остров сокровищ” Р.Л. Стивенсон написал по заказу. По заказу мальчика-подростка. Заказчик вовсе не собирался сковывать фантазию автора какими-то идеологическими установками, но одно условие поставил жестко: “Только без юбок!” Глупый мальчишка, которого еще не настигла первая любовь... Стивенсон это условие выполнил: единственная “юбка” в романе - мать юного героя, да и то только в первой части - до отплытия.
И такое создается впечатление, что авторы английских приключенческих книг продолжают строго соблюдать это условие. Во “Властелине Колец” женских персонажей - раз, два... Да и все, пожалуй. Йовин, дева-воительница из Рохана, и Галадриэль, владычица Лориэна. Арвен - только присутствует. Ну, еще пара хоббитянок - но кто (кроме Гэндальфа) всерьез относится к хоббитам?
А что же делать девушкам, желающим участвовать в игре, в ролевом движении? Вообще-то выход простой: придумать себе имя, биографию - и быть уникальным персонажем. Но это же думать надо, напрягать фантазию - а между тем обаяние толкиновской Галадриэли велико... Вот и торопятся пришедшие в движение девчонки назваться Йовин, Галадриэлью или Лобелией - а кто не успел, тот опоздал!
И тогда ленивые девчонки начинают называться мужскими именами. Ну, хоббитов им обычно прощают (ибо кто всерьез относится к хоббитам?), но девушка-Арагорн...
И девица не находит ничего лучшего, чем сказать в свое оправдание: “Я в прошлой жизни была Арагорном!”
Ну, что сказала, за то и получи...
ЧТОБ ТЕБЕ ЖИТЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН!
Это китайское проклятие в те годы вспоминали частенько: время требовало того. По ногам и судьбам шла эпоха перемен, оставляя позади жизни, разом лишившиеся смысла, полинявшие и рухнувшие идеалы и исчезнувшие страны. Наиболее шустрые бросились в мутную воду и тащили оттуда рыбку неводами. Другие...
Других было много. И одни из этих “других” - толкинисты.
Эти улицы пыльные,
Суета, кутерьма;
Эти склепы могильные,
Что зовутся дома;
Эти цели убогие,
Словно блеск мишуры...
Это чувствуют многие,
Возвращаясь с игры.
Ты последним напутствием
Стиснешь руки бойцов.
Снова маска опустится
На живое лицо.
Снова душу открытую
Спеленает броня...
Эскапизм - этот термин всплыл почти одновременно с появлением толкинистов. Бегство от действительности. Да, действительность отвратительна, я не могу - да и не хочу! - найти в ней место и дело для себя. И я ухожу в мир, где есть благородство, милосердие, красота. В мир, где меня понимают.
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает...
Можно цитату и поновее: “Счастье - это когда тебя понимают”.
И вот это счастье наступило - для тех, кого в жизни интересует не только выгода и карьера, а нужно еще что-то. Не понимают родители? Одноклассники? Сокурсники? Сослуживцы? А мне теперь на это наплевать! Наконец-то есть люди, с которыми я могу быть... нет, не самим собой, а кем хочу!
Этот соблазн ослепил многих, так что эскапизмом в той или иной степени переболело большинство толкинистов. Но сильнее всего те, кто готов был упасть в обморок от прикосновения моргульского клинка.
ДИВНЫЙ НАРОД ЭТИ ЭЛЬФЫ!
Так говорил хоббит Сэм Гэмджи, мечтавший увидеть эльфов. А поскольку люди, принимавшие мир Толкина за реальность и желавшие жить в нем, а не играть в него, в основном называли себя эльфами, их и окрестили “дивными”.
“Дивный” в игровой среде воспринималось и воспринимается как ругательство, ибо они (“дивнюки”) создавали на игре массу трудностей остальным и оказались не слишком хорошими игроками - что и не удивительно, ибо у них отсутствует то самое, необходимое “играю”.
Года три основная масса ролевиков-толкинистов была уверена, что дивность - удел только “светлых”, особенно эльфов. Но потом среди “темных” вскипела такая дивность, рядом с которой эльфы просто отдыхают.
СМЕРТЬ ПОБЕЖДЕННЫМ - ЭЛЬФЫ ПЛЕННЫХ НЕ БЕРУТ
Во всем мире тысячи и миллионы актеров играют злодеев, негодяев и прочих гнусных типов - и не чувствуют при этом никакого дискомфорта: сами-то они не гнусные типы (а если такое и случается, то не имеет никакого отношения к роли). Простейшая логическая цепочка: Я играю Саурона. Саурон плохой. Я играю плохого.
А если “играю” нет? Если человек отождествляет себя с персонажем? Цепочка перестает быть логической: Я - Саурон. Саурон - плохой. Я... хороший!!!
Ну не может нормальный человек считать себя плохим! Если он поступает вразрез с нормами общепринятой морали, он ищет - и находит - себе оправдания.
А ведь “Властелин Колец”, повторюсь, одна из немногих книг, где зло - непривлекательно.
Легко найти оправдания герою типа Остапа Бендера. Да, жулик. Ну и что? Зато какой обаятельный! А как оправдать орков, сеющих разрушение и смерть? Назгулов - воплощение ужаса? Саурона?..
Что ж, мы знаем этот способ! Старый испытанный способ, за 70 лет доведенный почти до совершенства, наиболее полно описанный англичанином Оруэллом в романе “1984”. Перевертыш. Мир - это война, добро - это зло...
Да! “Темные” на самом деле - добрые, хорошие, замечательные! А вот “светлые” - злобные гадкие типы, которые гнобят почем зря милых добрых “темных”! Но мы знаем правду, знаем, как это было, а Профессор неправильно написал!
Идеологом этого направления стала Ниенна. Не говорю - Московская, потому что Ниенна уникальна.
Это было не простейшее “тявканье из подворотни” - нет. Это были хорошо написанные тексты, добротно сделанные стихи.
Я слышал сказанья о славных боях,
Я верил в величье героев -
Но ныне воочью увидел я,
Чего эти сказки стоят.
Мой князь, как кровь со стали клинков,
Стекает солнце восхода,
И люди завидуют доле волков,
Посмевших выбрать свободу.
Дороги рвутся под сталью подков...
“Щадить врагов не пристало!”
Кто звал Врага - владыкой рабов,
Сам стал - королем шакалов.
Может быть, излишне эмоционально, но красиво, а? А ведь это не просто стихи - это песня, спетая хорошим голосом под хороший аккомпанемент: Ниенна - менестрель, и далеко не последний в игровом движении.
В общем, наслушавшись Ниенны, начитавшись ее текстов, молодежь валом повалила в “темные”. Тьма возрождалась...
ЛОРНАРИЭЛЬ
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: