Вселенная
Мир уже не будет прежним
ЛОРНАРИЭЛЬ
Продолжение. Начало в №1.
К 110-летию Джона Роналда Руэла Толкина
Часть 2. ТОЛКИНИСТЫ
Хемингуэй говорил, что литературное произведение должно быть похоже на айсберг: 1/8 - это текст, то, что видно всем, и 7/8 - то, что стоит за текстом. “Властелин Колец” - именно такой айсберг: то, что происходит в романе, - “вершки”, следствие событий, произошедших столетия, тысячелетия и эпохи назад. Некоторые герои ничего не знают об истории этого мира, некоторые кое-что знают. А для некоторых она - личный опыт. Сколько тысяч лет Галадриэли, эльфийской владычице? Вся история Средиземья прошла перед ее глазами и при ее участии. Она не читает героям лекций по истории - она просто ее помнит. А лекции... Есть “Сильмариллион” - мифология этого мира. Есть карты, подробные карты Средиземья и всей Арды, а особенно того пути, что пришлось пройти Хранителям. Есть эльфийские языки - их можно выучить, на них можно говорить и писать. Время событий рассчитано скрупулезно, до мелочей, до лунных фаз...
В общем, можно так сказать: в конце 80-х мы, привыкшие к плоскодонкам советской литературы, столкнулись с айсбергом “Властелина Колец”.
Столкнулись, и...
Не надо вспоминать “Титаник”. Это была реальность, “Титаник” в реальности потонул, а книги Профессора - сказка. Мы столкнулись со сказкой. И то, что произошло в момент столкновения, - тоже сказка. Чудо. Может быть, потому так трудно это объяснить.
В августе 90-го под Красноярском прошли первые в стране Хоббитские Игры (или попросту - ХИ).
Они собрали не так уж много народа (что тогдашние 130 человек по сравнению с теперешними тысячами!) разного возраста (от школьников до вполне взрослых 30-40-летних людей) из разных городов (Красноярск, Новокузнецк, Абакан, Амурск, Москва, Казань, Холмск...).
То, что произошло на берегах Маны, ошеломило участников. Из ничего, из энтузиазма и подручных средств (кольчуги из распиленных эспандерных пружин, мечи из клюшек, плащи из занавесок) на несколько дней был создан другой мир. Этот мир жил по своим законам, и в этом мире приходилось стараться изо всех сил, чтобы соответствовать заданному Профессором уровню, чтобы выполнить свою миссию.
Нет, так, как у Профессора, не получилось. Фродо (Красноярский), например, прославился двумя подвигами. Первый таков. Когда Хранители подошли к переправе, на них из засады выскочил численно превосходящий их отряд орков. Фродо пропустил друзей через мост, а сам на мосту остался прикрывать их отход. И один убил не то 16, не то 18 орков! А второй случай... Когда Хранители переправлялись вброд, они разулись, и Фродо нечаянно уронил Кольцо Всевластья в сапог Боромира. Разумеется, Боромир Кольцо не вернул, а ушел с ним в Гондор. Затем в Гондоре произошло два государственных переворота (причем часть граждан проспала оба переворота), и Кольцо все-таки вернулось к Хранителям. Но бросить его в Ородруин они не смогли. Поняв, что развязка близка, Верховный Назгул просто-напросто сел на жерло вулкана и сказал: “Хрен теперь они что сюда сбросят!”
Кольцо бросили в Андуин (все ту же Ману), как бы обещая продолжение...
Так родились ролевые игры, ролевое движение
Это событие ошеломило не только участников, но и общество. Родные, знакомые и случайные прохожие круглыми глазами смотрели на людей в странных одеждах, занимающихся непонятно чем. Посвященные со смехом пересказывали друг другу забавные истории о встречах “цивилов” и толкинистов. Например, такую. Идут по подмосковному лесу (в окрестностях проходила вторая “Хишка”) два лесника, и вдруг из-за березы на тропинку выходит какой-то странный народ во главе с Галадриэлью (Московской) - в длинном платье, в бисерных украшениях... И спрашивает дорогу. Представьте нечеловеческие усилия лесников сказать что-то внятное, да еще и литературным языком, ибо среди “странного народа” есть дети!
Общество желало знать, что же это такое появилось, и журналисты бросились выполнять социальный заказ. Никогда не забуду статью в уважаемой (до этого случая) “Комсомолке” про хабаровских толкинистов, которых мы все знали лично и узнали по описаниям. Журналистка не поняла абсолютно ничего - да, кажется, и не хотела понимать, - и в каждой фразе ее статьи ясно читалось только безграничное изумление на тему “во придурки!”.
Интересное дело! Если человек в свободное время пьет водку, никто этому не удивляется и не спрашивает, зачем и почему. А если человек в свободное время “играет в хоббитов” - сразу круглые глаза и вопрос: “Зачем тебе это надо?”
Мы пытались объяснить “зачем” в словах, понятных всем. Говорили, что это прививает вкус к чтению (Попробуй явиться на игру, не прочитав произведение! Не прогонят, но будешь шестым колесом в запасной телеге), развивает физически (никто за тебя твой 40-килограммовый рюкзак не понесет, у них свои 50-килограммовые), приучает к самостоятельности, к ответственности, помогает избавиться от некоторых своих проблем... Мы изо всех сил пытались доказать, что ролевые игры - такое же обычное хобби, как туризм, филателия и рыбная ловля.
Со временем в разных изданиях (в основном в журналах) появились толковые статьи, рассказывающие о феномене ролевых игр, написанные обычно самими толкинистами. И общество хоть и не поняло, но как-то привыкло к тому, что есть среди нормальных людей какие-то чудики, называющиеся странными именами, бегающие по лесу с деревянными мечами, - но, в общем,безвредные.
Понимания так и не было.
Потому что, несмотря ни на какие объяснения, мы знали, ощущали: нет, толкинизм - не такое же хобби, как туризм. И мы - не такие, как все! И окружающие это тоже ощущали.
Не такие. А какие?
ЛОРНАРИЭЛЬ
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: