Экономика
Раскытие преступлений, а не контроль
Пресс-служба УВД ПК
Иной взгляд по одному вопросу
Не так давно в ряде средств массовой информации авторы публикаций на тему контролирования предпринимателей высказали свою точку зрения на закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора)”.
Впрочем, одна из публикаций была посвящена не столько обсуждению положений Федерального закона, сколько ведомственным рекомендациям, предназначенным для служебного пользования сотрудниками милиции. Другая - некорректному поведению участковых уполномоченных милиции по отношению к предпринимателям.
14 июля 2001г. Государственной Думой принят Федеральный Закон от № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.
Хотя этот безусловно нужный и важный закон создавался в первую очередь с целью развития предпринимательства, направленного на производство товаров повседневного спроса и поднятия престижа производителей, наибольший резонанс и заинтересованность он получил у торговых предпринимателей.
И это понятно, ведь в основном за совершение экономических преступлений и правонарушений по линии милиции общественной безопасности привлекаются именно работники торговли. В этом году выявлено три тысячи фактов обмана, обвеса, обсчета покупателей, из которых в половине случаев сумма ущерба превышала 30 рублей. Пресечено более 52 тысяч различных административных нарушений правил торговли. Активные действия милиции мешают безнаказанно нарушать закон.
Не случайно Кодекс об административных правонарушениях содержит 26 статей в области торговли и финансов, в то время как в сфере охраны общественного порядка - 12. И санкции за нарушения на потребительском рынке значительно выше. Если вас оскорбит грязными словами сосед - вы получите моральную травму. Но если после своего торжества от фальсифицированного алкоголя или некачественных продуктов вы с гостями окажетесь в больнице, то помимо морального и материального вы понесете еще и непоправимый ущерб здоровью, а бывает - и жизни.
Так неужели принимая данный закон депутаты Государственной Думы забыли об интересах потребителя? Это не так.
В соответствии с Законом РФ “О милиции” основным направлением деятельности органов внутренних дел было и остается предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, а не контроль. И эти функции ни в коей мере не попадают под положения Федерального закона № 134-ФЗ от 8.08.01г.
В отличии от производителей, выпускающих в течение длительного времени определенный ассортимент продукции на основании долговременных договоров с поставщиками сырья, деятельность торговых предприятий связана с постоянно меняющимися обстоятельствами реализации товара. Сегодня данный продукт пригоден к употреблению - завтра он реализуется с уже истекшим сроком; днем на прилавке стоит алкогольная продукция в соответствии с требованиями законодательства - вечером продается фальсифицированная.
Лига торговых предпринимателей создала и распространила методическое пособие “В помощь предпринимателю”. Здесь следует отметить, что методичка, призванная помочь разобраться в действующем законодательстве и правилах взаимоотношений торговых структур с правоохранительными органами, этому же законодательству и противоречит. Создатели методички считают, что прерогатива проведения проверок принадлежит лишь начальникам милиции или их заместителям, поскольку только они имеют право на полномочия, предоставленные Законом РФ “О милиции”. Значит, по их мнению, действие указанного закона на подчиненных тех же начальников не распространяется?
Как сообщают авторы публикаций на тему контролирования предпринимателей, критике со стороны юристов Лиги торговых предпринимателей подвергается проект “Методических рекомендаций по организации работы сотрудников МОБ в борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка...”. Но ведь задача проекта - не облегчить жизнь и работу бизнесменов, которые с помощью компетентных органов сами в состоянии обеспечить себе комфортные условия деятельности. Задача проекта - четко обозначить полномочия милиции, основной функцией которой всегда являлась борьба с преступлениями и правонарушениями, в том числе на потребительском рынке. К тому же, нет конкретных сроков и предписаний для проведения вышеуказанных проверок сотрудниками милиции. Основанием для осуществления проверок может служить оперативная информация и сообщения, а также заявления и жалобы граждан, зарегистрированные в установленном порядке. В своих действиях сотрудник милиции руководствуется правами согласно п. 25 ст. 11 Закона РФ “О милиции”: “...при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, беспрепятственно входить в помещения...” и т. д.
Устроив противостояние правоохранительным органам, торговые предприниматели пытаются ограничить действия проверяющих, заставив сотрудников милиции проверять магазины, киоски, лотки, предприятия общественного питания один раз в два года по предписанию, а в остальное время безнаказанно сбывать товар подпольных производителей без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.
Что можно ответить обманутым и обиженным потребителям? У вас есть защита. Сотрудники милиции по прежнему, как и раньше, по любой информации будут пресекать правонарушения, а для этого им не нужно никаких дополнительных предписаний - удостоверение личности является их направлением.
Что касается оснований, дающих право провести осмотр торгового предприятия, то достаточно вашего звонка, уважаемые потребители. С информацией о всех нарушениях со стороны торговых работников вы можете как письменно, так и устно обратиться к участковому уполномоченному либо сотруднику подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке, которые имеются во всех районных и городских отделах внутренних дел. В краевом управлении внутренних дел также имеется межрайонный отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, куда вы можете позвонить по телефону 214-328.
Вместе с тем, УВД Приморского края приняты меры по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства. С этой целью ограничено количество служб, деятельность которых затрагивает сферу торговли (участковые уполномоченные, инспектора подразделений по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке, по борьбе с экономическими преступлениями, уголовного розыска, организованной преступности). Усилен контроль со стороны руководителей горрайорганов за проведением оперативных мероприятий с целью исключения дублирующих действий разными службами и подразделениями, выполнения не свойственных органам внутренних дел функций, входящих в компетенцию других контролирующих органов.
Главным и практически единственным аргументом против деятельности милиции в сфере торговли являются случаи вымогательства и злоупотребления служебным положением, которые, к большому сожалению, еще имеют место. В настоящее время требования к честности, порядочности, достоинству сотрудников органов внутренних дел и контроль за их работой не уменьшились.
Кроме того, уважаемые граждане, на интересующие вас вопросы относительно данной темы ответят начальник межрайонного отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства полковник милиции Резниченко Анатолий Николаевич, тел. 428-170, и начальник отделения анализа и планирования по исполнению административного законодательства майор милиции Ильянкова Наталья Владимировна, тел. 214 -695.
Пресс-служба УВД ПК совместно с межрайонным отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства
Другие статьи номера в рубрике Экономика: