Экономика
Как мы чуть не получили миллион...
Председатель правления АНО «Центр культурных программ», петербургская поэтесса и актриса Ольга Ворон
А вместо этого получили бронзовую сову. Это как в известной песне: «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Бронзовая статуэтка в виде совы — это даже не «что-нибудь», а награда. Правда, мучились мы, действительно, долго, может даже дольше, чем в песне. Не иначе, как мучения наши к миллиону рублей можно приравнять, если в денежном эквиваленте.
А мучения начались даже не тогда, когда я вступила в должность председателя правления Петербургской автономной некоммерческой организации «Центр культурных программ» и вместе с моей командой начала наверстывать упущенное, то есть возвращать к жизни эту когда-то славную организацию. Но, кажется, я ухожу от темы. На чем это я остановилась? Ах, да, на мучениях.
Тема государственного финансирования — гранты, субсидии, госзаказы — для нас очень важна. Ведь все, как и я, пока на волонтерских началах.
И вот летом 2012 года Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга был объявлен конкурс на предоставление субсидий за воплощенные в жизнь социально значимые проекты. Для неискушенного читателя поясняю, что такое субсидия. Сначала вы реализуете свою идею собственными средствами. А потом можете рассчитывать на компенсацию.
Допустим, компания, подобная нашей, проводит в течение года серию литературно-исторических балов для старшеклассников с целью более глубокого и «живого» изучения литературы, истории, культуры и быта XVIII и XIX веков. Это один из проектов нашей организации.
Так вот, для его претворения в жизнь нужно написать сценарии балов, договориться с залами, осуществить постановочную часть, привлечь танцоров, певцов, музыкантов, сшить костюмы и т.д. Наконец, провести сами балы. А после государство вам компенсирует временные, интеллектуальные, трудовые и финансовые затраты в денежном эквиваленте. Если сочтет нужным.
Но самое трудное — сбор всех требуемых документов для подачи заявки на конкурс. Все тома В.И. Ленина, возможно, чуть-чуть в своей массе поувесистее будут. И читать их интереснее. А уж о томах Льва Толстого или Вильяма Шекспира и речи нет. Страницы из этих книг собирать было бы сплошным удовольствием.
Наши же материалы несколько иного характера. В них должен присутствовать целый перечень справок с весьма неромантичным и вовсе нехудожественным названием. Например, выписка из ЕГРЮ, что означает выписка из Единого Государственного Реестра Юстиции. Это, конечно же, все учредительные документы, в которых фигурируют двадцатизначные цифры, мудреные аббревиатуры.
Скажу по секрету, я без бумажки все названия документов только недавно научилась озвучивать. Тут и протоколы заседаний правления — один, подтверждающий регистрацию организации как юридического лица, второй — тот, на котором по результатам единогласного голосования принято решение о работе данной программы, на которую мы просим государственной поддержки.
Тут и целые досье на руководителей, сотрудников и приглашенных специалистов для участия в проекте, подтверждающие квалификацию.
И еще есть излюбленная для любого творческого человека часть документов: смета расходов и их финансовое обоснование. Например, вы хотите купить у своего друга звукорежиссера не нужный ему комплект аппаратуры. Во-первых, вы должны представить чеки на все составляющие комплекта. А во-вторых, и это дополнительный ужас, вы должны самостоятельно провести тендер, привлекая к участию в нем не менее трех организаций, доказав (опять же, на бумаге, на словах никто не поверит), что сотрудничество с такой-то из них для вас наиболее выгодно по цене и качеству. И подобный тендер по каждому пункту, а их в проекте может быть много — изготовление полиграфических работ, аренда аппаратуры, использование транспорта, фуршет и т.д., и т.п.
После заполнения бумагами большого количества папок написание заявки не кажется таким уж муторным. Ну, подумаешь, на тридцать листочков информации написать — представь себе, что очерк пишешь или письмо другу.
Но, дабы не довести до инфаркта читателя запутанной схемой сбора бумаг, на этом прекращу живописать невеселую кухню подготовки некоммерческой организации к подаче документов на конкурс по получению субсидий. Скажу только, что эта подготовка для нас стала настоящим мучением, ведь, помимо огромного объема работы, времени на ее выполнение было катастрофически мало.
Весь ужас был в том, что силы наши оказались не беспредельными. К решающему дню голова соображала плохо, от бессонных ночей появились черные круги вокруг глаз, от огромного количества выпитого кофе сердечко колотилось. Не только у меня, а у всей нашей команды.
«А вдруг кто-нибудь свалится, не выдержит?!» – думала я и невольно ощущала себя виноватой перед людьми, сподвигнутыми мной на такую изнуряющую работу. Но оставался еще один рывок, еще одна бессонная ночь. Во время которой включилось второе, нет, уже, наверное, третье дыхание.
И вот мы представляем на комиссию стопки и стопки документов... «Мы должны победить!» – внушала я себе и своим коллегам. В такой тяжелой борьбе мы не можем потерпеть фиаско! Есть же на свете справедливость, в конце концов! Да, наша программа признана нужной, деятельность вполне соответствует уставу, все члены команды с достойным статусом и опытом. Так что, миллион у нас почти в кармане!..
Было безумно, безумно обидно, поскольку для полного комплекта обязательных документов нам не хватило всего одной справки. Обычной справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей в нашей организации. Ее заказывать нужно за десять дней. В один день ее никто не сделает. У нас долгов-то сроду не было. Надо было только бумагу об этом представить. Ах, проклятая неопытность! Ведь мы участвовали в таком мероприятии первый раз в жизни. И еще обиднее был для нас тот факт, что все до единой организации, участвовавшие в конкурсе, выиграли по миллиону рублей. Выходит, нам не достался миллион всего из-за одной бумажки!
Я тщетно пыталась себя успокоить тем, что, оказывается, это возможно — получить миллион, просто на этот раз мы не были готовы.
И вдруг осенью, когда уже от сердца отлегло, мне позвонили из Москвы и сказали, что наша организация вошла в число победителей III Всероссийского конкурса некоммерческих организаций «Связь поколений». Выиграл наш проект «Отдыхать достойно рад стар и млад», который является структурным звеном программы «Наслаждайся заслуженным отдыхом!», да, той самой программы, которую я так старательно расписывала, обосновывая ее значимость, собирая благодарственные и рекомендательные письма. А потом еще послала ее на конкурс «Связь поколений», помимо конкурса, объявленного Комитетом по социальной политике. Так, на всякий случай.
Значит, все-таки, не зря прошли бессонные ночи, не зря потрачены нервы и силы. И ведь, хотя и заняли мы не I, а III место, но претендентов, подобных нам было около шестисот. Да и для Центра культурных программ это был первый серьезный конкурс, а к моменту, когда я возглавила организацию, жизнь в ней едва теплилась.
Правда, рассчитывали мы на миллион. Но ситуация приобрела уж очень неожиданный оборот. По телефону мне сообщили, что церемония награждения состоится в Москве, и не где-нибудь, а в пресс-особняке «Аргументов и фактов». Наплевав на дополнительные затраты, мы с моим PR-директором тут же помчались за билетами и через три дня уже были в Москве.
Это приятно, когда дипломы и призы вручают такие звезды тележурналистики, как Анна Шатилова и Игорь Кириллов. У меня, лично, сердце колотилось так, как будто я впервые выходила на сцену.
Потом был прекрасный фуршет, знакомства, общение, позирование перед объективом — все, как в тумане. Этой же ночью мы уехали обратно в Петербург.
И по дороге вспоминали насыщенный эмоциями день, наши теплые встречи в домах ветеранов, культурных центрах, школах и храмах. Вспоминали о совместных праздниках школьников и пенсионеров, о том, как старались донести до молодежи, что самое страшное в жизни — это одиночество, ненужность обществу, что когда-то мы все состаримся и так же будем нуждаться в теплом слове и знаке внимания.
Мы искренне радовались дружному смеху малых и старых, горящим глазам тех и других, возникшему пониманию. Мы вспоминали, с каким трудом, без всякой поддержки и финансирования, устраивали концерты, выставки, спектакли, на которых было интересно и молодежи, и пожилым людям.
Удивительно, неужели организаторы конкурса «Связь поколений» между строк моей заявки могли разглядеть весь наш вложенный труд? Как можно было узнать об этом из сухих бумаг? Узнали! Вот где пригодились и писательский дар, и необходимость корпеть над документами.
Сейчас мы мечтаем, чтобы диплом в рамочке и бронзовая статуэтка совы украшали наш офис, которого пока нет. Как и миллиона. Как и любой другой поддержки. Но есть теплые отзывы, горящие глаза и восторженные лица наших подопечных. Поэтому и силы работать у нас есть, и желание, и творческий запал. Пока есть... Любое подвижничество возможно до истощения ресурса. Как хочется верить, что наш ресурс дотянет до получения миллиона, с которым программы наши обретут еще более высокий уровень!
Председатель правления АНО «Центр культурных программ», петербургская поэтесса и актриса Ольга Воронцова.
Справка
«Центр культурных программ» Санкт-Петербург. Премия в области культуры «Люди нашего города» (в одном зале все петербургские знаменитости — оперные, эстрадные, рок-н-ролльные, известные журналисты, меценаты и т. д.), концерты звезд, Международный фестиваль «Таланты и поклонники» с участниками из Франции, Германии, Прибалтики.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: