Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (1024) от 30 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Коллеги по автозаку

Андрей КОЗЕНКО, Полина НИКОЛЬСКАЯ, «Лента.ру», фото Рустема АДАГАМОВА.

КС оппозиции провел первое заседание и серию пикетов. Репортаж «Ленты.ру»

В субботу, 27 октября, в Москве прошло первое заседание Координационного совета оппозиции. Судя по первым впечатлениям, участники совета умеют договариваться. Во всяком случае, бардака, царившего в ходе заседаний оргкомитетов протестных митингов, на этот раз не было. Избранные члены КС, обращаясь друг к другу, использовали слово «коллега» – это было трогательно, а если в беседе участвовали националисты и либералы – еще и забавно. Не обошлось без интриг и даже небольшого скандала. Но в итоге на своем первом заседании КС принял заявление в поддержку политзаключенных и анонсировал массовую акцию протеста в декабре 2012 года.

Сразу после заседания члены Координационного совета отправились на Лубянскую площадь – проводить одиночные пикеты в защиту задержанных по «болотному делу». Алексея Навального, Илью Яшина, Сергея Пархоменко и Сергея Удальцова на этих пикетах задержали – впервые в статусе избранных представителей несистемной оппозиции.


Регламент – наша Конституция

Первое заседание КС состоялось в московском кинобаре «Dome». К началу заседания явились только 29 из 45 избранных членов совета. Потом подтянулись некоторые опоздавшие – и в итоге кворум был. «Не могу понять, почему я до сих пор на свободе», – сказал член КС Сергей Удальцов корреспонденту «Ленты.ру» практически вместо приветствия. Еще один избранный член КС, блогер Рустем Адагамов занял свое месте только после того, как сделал фоторепортаж.

Заседание открыл председатель Центральной выборной комиссии совета, депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков. Он решил обойтись без церемоний – и просто пустил по рядам членов совета пачку именных удостоверений, совсем не похожих на классические «корочки» и более напоминающих пропуска на каком-нибудь предприятии. «Кто-то называет их мандатами, но вы же понимаете, что это – ваши проездные для автозака», – сказал Волков. Он передал слово старейшему (в буквальном смысле) из избранных членов КС – Андрею Пионтковскому. Тот немного порассуждал о смысле и целях КС – и внезапно отказался от поста председателя Координационного совета. Вместо себя Пионтковский предложил Алексея Навального, которого выбрали временным – только на одно заседание – председателем КС на безальтернативной основе (муниципальный депутат Максим Кац выдвинул на председательскую должность экономиста Андрея Илларионова, тот взял самоотвод).

Началось обсуждение первого вопроса из повестки – заявления КС с требованием освободить политзаключенных. Само по себе заявление мало чем отличается от многих похожих текстов – и вообще носит декларативный характер. Но совету было важно показать, что он начал действовать немедленно. Эту картину чуть было не испортил член КС, ученый Михаил Гельфанд. Он нашел заявление слишком пафосным, призвал доработать и подписать его как-нибудь потом. Но большинство собравшихся Гельфанда не поддержало, прямо на месте была создана рабочая группа, которая внесла в текст стилистические правки. К концу заседания текст был переписан и одобрен большинством голосов.

Единственное, что в нем обращает на себя внимание: члены КС поставили задачу составить по принципу «списка Магнитского» полный перечень всех причастных к «болотному делу» – полицейских, следователей, сотрудников других силовых ведомств. А затем, используя международные связи членов КС (например, Гарри Каспарова или Бориса Немцова), добиться введения против фигурантов списка «болотного дела» схожих санкций – например, запрета на въезд в США и страны ЕС.

Заодно, раз уж собрались, члены КС решили скинуться – кто сколько сможет – на проект «Росузник». Для оплаты услуг адвокатов обвиняемых. Оплачен, в частности, будет адвокат на Украине для Леонида Развозжаева. Как известно, один из фигурантов «болотного дела» покинул Украину вроде бы не вполне добровольно.

А вот затем началось обсуждение регламента работы КС. И, наверное, многие, кто смотрел прямую трансляцию мероприятия, пожалели об этом. Под лозунгом «Регламент – наша Конституция» обсуждение продолжалось долго и нудно. И привело только к тому, что все решили: обсуждение продолжится после заседания. Проектов регламента и поправок к ним должно быть много, а их обсуждение обещает быть еще более долгим и нудным. После очередного выступления Каца, который в субботу был в оппозиции ко всему живому, Навальный вздохнул: «Лучше бы Кац продолжал заниматься своими лавочками» (муниципальный депутат утверждает, что добился установки 550 лавочек в его районе Щукино). Правда, потом сам же признал свое замечание некорректным и извинился. Это было очень дружелюбное заседание.

В качестве электронной площадки для обсуждения повседневных вопросов был выбран зарегистрированный на Волкова онлайн-проект «Демократия 2». Некоторые кандидаты настаивали на фейсбуке, но остались в меньшинстве. Владимир Тор сказал, что он – как националист – призывает поддерживать «не какого-то [основателя компании Facebook Марка] Цукерберга, а отечественного производителя».

Под конец заседания произошел первый в истории избранного КС скандал. Слово взял Гарри Каспаров и среди прочего предложил назначить ответственным секретарем по подготовке к следующему заседанию Дмитрия Некрасова. Это предприниматель с трехлетним опытом работы в экспертном управлении администрации президента России: он баллотировался на выборах в КС, но занял только 94 место.

Акция по назначения стороннего ответсека явно была спланированной заранее. О ней, по сведениям «Ленты.ру» знали, как минимум, Илья Яшин и другие представители блока «Обновление», который сейчас создается – и будет чем-то вроде фракции в КС. Резко против Некрасова высказались журналист Олег Кашин и предприниматель Александр Винокуров. Они настаивали на том, что ответственным секретарем (по набору функций это что-то вроде руководителя аппарата Госдумы) должен быть член КС и уж точно не бывший сотрудник администрации президента.

Винокуров выставил свою кандидатуру, вопрос был поставлен на рейтинговое голосование, и ни один из кандидатов не набрал 23 голосов, то есть более 50 процентов (такой порядок прописан в черновом варианте регламента, он действовал на первом заседании).

Положение спас Навальный. Он предложил Винокурову и Некрасову вместе подготовить следующее заседание, за это проголосовали 29 человек.

В финале Сергей Удальцов предложил провести массовый митинг, посвященный годовщине начала акций «За честные выборы». Он настаивал на том, чтобы это случилось 8 декабря 2012 года, но против выступил Яшин, утверждавший, что оппозиция частит с акциями протеста, люди от них устают и реже ходят.

КС в итоге проголосовал за проведение акции, но с более расплывчатой формулировкой – без уточнения дня и формата. Они будут обсуждены на втором заседании КС, дата пока не назначена.

После заседания крайне довольные члены КС говорили журналистам, что им понравилось (не понравилось только Удальцову: «Слишком много времени на обсуждение несрочных вопросов. Мы здесь не разговоры разговаривать собирались»). Называя друг друга теперь уже исключительно «коллегами», они расселись на автомобили и поехали на Лубянку. В новом для себя качестве проводить пикеты в защиту политзаключенных.


Торговаться нечего

У станции метро «Лубянка» люди с белыми ленточками начали собираться в 14:30. Практически сразу сотрудник полиции, представившийся подполковником Барсуковым, стал объяснять, что акция, о которой «сообщили в интернете», незаконна.

«Не участвуйте в шествии, чтобы нам не пришлось вас задерживать», – увещевал он подходивших после заседания КС оппозиционеров. Член КС писатель Дмитрий Быков отказался обсуждать с журналистами, будет ли полиция задерживать участников акции.

Другой член КС Антон Долгих тем временем признался, что приехал на заседание и акцию из Кирова – и обратный билет не взял, потому что может оказаться в ОВД. Алексею Навальному подполковник Барсуков доказывал, что одиночные пикеты, выстроенные в одну цепь, могут считаться шествием.

Тем не менее, и Удальцов, и Навальный под вспышки фотокамер встали в пикеты у здания ФСБ. Рядом с ними припарковались автозаки. Собравшиеся пытались выяснить у Навального, состоится ли запланированная прогулка от Лубянки до Следственного комитета. Оппозиционер пожимал плечами: «Ну, люди куда-то пойдут. Просто».

Удальцов постоял с плакатом «Против политических репрессий» у здания ФСБ, а потом – в окружении журналистов – пошел по направлению к улице Мясницкой. На углу Удальцова, раздающего интервью об арестованных соратниках Леониде Развожаеве и Константине Лебедеве, задержали. Кто-то в толпе крикнул: «За что?» Один из сотрудников полиции ответил: «Торговаться нечего». В автозаке вместе с Удальцовым оказались и двое пикетчиков, которые стояли рядом с координатором «Левого фронта».

В это время Илья Яшин и Алексей Навальный пошли пешком до Следственного комитета. Толпа растянулась по всей Маросейке и Покровке.

Люди шли неплотно, на всем пути стояли пикетчики с плакатами «Против политических репрессий», «Путина ждет Нюрнберг», «Путин, остановись!» В пикетах были замечены Михаил Шац, Олег Кашин, Сергей Пархоменко. Навального и Яшина где-то на середине Покровки шесть бойцов ОМОНа завели в автозак. «Прогулка» на этом не завершилась – люди продолжили идти к СК.

Оценить, сколько активистов участвовало в импровизированном шествии, сложно, поскольку вереница людей растянулась фактически от Маросейки до Старой Басманной. Шли молча, без лозунгов. Шествие оживило только одно происшествие: участники акции увидели, как машина со спецномерами ехала по полосе для выделенного транспорта. По словам очевидцев, автомобиль двигался навстречу движению. Активисты окружили автомобиль и потребовали стоящих рядом сотрудников полиции оформить протокол.

Молча, мимо пикетирующих, стоявших вдоль дороги через каждые 50 метров, «гуляющие» стали подходить к Следственному комитету. До конечной точки маршрута к 17 часам дошли отнюдь не все. Около здания СК одновременно стояли не более 150 человек.

«Ну что, они подошли? Что делают? Кричат что-нибудь или что?» – доносилось из рации полицейского. «Ничего не делают, просто стоят», – ответил правоохранитель. На доме напротив СК кто-то написал заранее белой краской «Удальцов – грузинская подстилка».

Однако многие участники заметили оскорбляющую надпись только через час после стояния под стенами СК. На конечной точке маршрута задержали только одного человека – члена КС, журналиста Сергея Пархоменко. Полицейские долго перебрасывались с ним шутками, Пархоменко спрашивал, можно ему пойти домой или нет. Через пять минут разговора двое полицейских решили всё-таки отвести журналиста в автозак.


Андрей КОЗЕНКО, Полина НИКОЛЬСКАЯ, «Лента.ру», фото Рустема АДАГАМОВА.

P.S. На момент публикации этого материала стало известно, что полицейские отпустили задержанных ранее членов КС оппозиции – Алексея Навального, Илью Яшина, Сергея Удальцова, Сергея Пархоменко. В дальнейшем, по сообщению пресс-службы ГУ МВД по Москве, их привлекут к административной ответственности.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100