Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 30 (1010) от 24 июля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Крымск: итоги

Марина ЗАВАДСКАЯ

Ну наконец это произошло: арестованы мэр Крымска Владимир Улановский, экс-глава Крымского района Василий Крутько, глава селения Нижнебаканское Ирина Рябченко, а также и. о. руководителя управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты Крымского района Виктор Жданов.

По мнению следователей, зная о надвигающейся стихии, они не оценили масштаб бедствия и не предупредили вовремя население. Действия чиновников расценены как халатность. Впрочем, глава Нижнебаканской в больнице, но «на выходе» ее ждут.

Стрелочники определены. Хотя они, конечно, пытались перевести стрелки на других – на самих жителей. Василий Крутько на первом же совещании с Путиным сказал, что предупреждение было, все нормально, жители сами не захотели уходить. Губернатор Ткачев снял его первым, хотя косвенно оправдывал его на встрече с жителями Крымска, говоря:

«А вы что думаете, дорогие мои, если бы сегодня, даже в 22 часа, с перерывом до трех... до часу ночи, что, нужно было до каждого дойти? Это невозможно. Какими силами? Это раз. Во-вторых. И вы бы, и вы бы, и вы бы – что, встали и ушли бы, так сказать, из дома?..» То есть: ну да, не предупредили, но это и невозможно было сделать, и бесполезно.

В тот момент, видите ли, еще непонятно было, каков градус недовольства в Крымске, каков общественный резонанс события и понадобятся ли стрелочники. Поэтому главу района губернатор снял, а главу города – нет: ведь в этом случае будут выборы, то есть лишний стресс для начальства…

Сейчас это уже не стресс по сравнению с остальным, а так, мелочь. Сейчас Ткачев говорит иное: «Погибли люди, и уже очевидно: несмотря на то что такой разрушительной стихии на Кубани не было никогда, я уверен, жертв могло быть меньше. А раз так, то чиновники, в чьей компетенции находятся вопросы оповещения населения, должны нести ответственность. По-другому быть не может».

Собственно говоря, оповещение о надвигающемся катаклизме – это, конечно, необходимая (жизненно необходимая) мера, но это последний рубеж. На предыдущих рубежах – сооружение дамбы, защищающей поселение от наводнения, очистка русел рек от мусора.

Этот рубеж пока не трогают. Об этом пока следователи не говорят.

А на этом рубеже находится, кстати, сам Ткачев. 10 лет назад, в 2002 году, было в Крымске наводнение – большое, но меньше нынешнего. Были подведены итоги и сказано и о дамбе, и о расчистке русла. И ничего не было сделано.

У нас всегда так, причем издавна, что отражено в пословице: гром не грянет – мужик не перекрестится. Сгорел дом престарелых – стали проверять дома престарелых. Сгорел ночной клуб (та самая пермская «Хромая лошадь») – стали проверять ночные клубы. Рванула Саяно-Шушенская ГЭС – стали проверять гидротехнические сооружения.

Ну, много чего у нас погорело, рвануло и утонуло. Результаты проверок сначала, когда катастрофа в памяти, докладывают широкой публике, но потом все затихает – и не вполне понятно, приняты ли профилактические меры.

На Кубани – не приняты. То есть гром грянет – крестимся, гром затих – уже забыли. До следующего раза.

И никогда главы регионов за катастрофы не ответили. Мелкие стрелочники – да, бывало. Так что до Ткачева вряд ли дойдет очередь. Тем более что у него впереди Олимпиада. Впрочем… У Дарькина тоже впереди был саммит, а ничего, сняли. Но не посадили. Так что худшее, что может случиться с Ткачевым в этой жизни, это отставка.

Что касается более высокой власти, то все, в чем ее упрекали, она организовала, если так можно выразиться, сама.

Данила Линдэле (из «Синих ведерок») провел подробный анализ по датам, часам и минутам, как развивалась ситуация:

«Трагедия в Крымске развернулась на фоне ДТП с паломниками на Украине, где погибли 14 человек, еще 29 пострадали. Авария произошла в 05:30 утра 7 июля». Как мы помним, Крымск уже был затоплен, но помощи пострадавшим еще не было, как и информации о случившемся.

МЧС отправляет к паломникам два самолета, через несколько часов премьер Медведев распоряжается об этом.

А в Краснодарском крае, по официальным данным на тот момент, уже 41 погибший, но все вертится вокруг паломников, включая патриарха, который через губернатора Псковской области (откуда паломники) выражает соболезнование родным погибших и обещает молиться за здравие пострадавших.

В Краснодарском же крае пострадавших (не погибших, уточним, а пострадавших) уже почти 13 тысяч человек.

А уже день, уже некоторые дозвонились до Крымска, до родственников и знакомых, уже появилась первая информация – и первые слухи.

Только в час дня (время московское) вице-премьер Ольга Голодец, МЧС и Минтранс по поручению Дмитрия Медведева проводят совещание по ситуации в Краснодарском крае.

«При этом никто до сих пор не выразил даже соболезнований пострадавшим в Крымске, – уточняет Данила Линдэле, – и не сделал заявлений, что власти будут им помогать, хоть и Медведев направляет туда главу МЧС Пучкова и создает комиссию по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае, которую возглавил министр регионального развития Олег Говорун».

Путин же по-прежнему говорит только о погибших паломниках.

И вот, наконец, первое правильное решение: «Вечером 7 июля о своем намерении вылететь в Крымск заявляют депутаты Государственной Думы Илья Пономарев и Роберт Шлегель, призвав волонтеров отказаться от политических пристрастий и просто помочь людям, пока Владимир Путин просит проверить, как сработала система оповещения о наводнении, начинается самоорганизация людей, потому что сухие новости о случившемся средств массовой информации и информация из социальных сетей впадали в диссонанс».

Когда волонтеры прибыли в Крымск, выяснилось, что у спасателей МЧС нет резиновых сапог! Что местные власти бездействуют, что власть проводит совещания, а не помощь оказывает. Ну и много чего, об этом сообщали многие, и мы писали тоже в предыдущих номерах.

Положение в какой-то мере спас Путин, прилетевший в Крымск и пообещавший увеличение помощи пострадавшим, повелел уменьшить бюрократию и приблизить помощь к пострадавшим. Так что теперь в Крымске любят Путина… чего нельзя сказать о Ткачеве и тем более о местных властях.

А еще трагедия Крымска показала, что в стране много людей, готовых заменить собой государственные органы, организоваться быстрее, оказать помощь адреснее…

Волонтеры приезжали (некоторые еще там, на месте) из разных мест России (конечно, не с Дальнего Востока и Сибири: от нас слишком далеко), помощь шла отовсюду. И государство почувствовало опасность: этак народишко во вкус войдет, а потом и скажет: да зачем нам это неповоротливое и вороватое государство, мы обойдемся и сами!

Попытка выдумать «закон о волонтерах», усложняющий самодеятельность (проект Общественной палаты), из этой серии. Попытки обвинить оппозицию в «пиаре на крови», а жителей Крымска в жлобстве – из этой же серии.

Вот пишет «простой телезритель» ros_sea_ru письмо губернатору Ткачеву:

«Просмотр многочисленных роликов, отснятых в городе Крымске наполнившими его видными деятелями оппозиции, которые слетелись на трагедию, как мухи на гарнир, вызывают, увы, вполне законченное и омерзительное впечатление.

То ли отбросов рода человеческого скопилось в городе выше обычного, то ли у деятелей оппозиции особый дар находить таковых, себе подобных – но просмотр многочисленных плачей, стонов и воплей «пострадавших», и их проклятий властям вызывает только одно желание: попросить вас – прекратите помогать этим людям. Совсем.

Не давайте им денег, новых квартир, земли, вообще ничего не давайте. Пусть они как-нибудь сами берут лопаты, расчищают участки, хоронят своих мертвецов.

Приступая к просмотру этих роликов, я ожидал увидеть хоть сколько-нибудь ответственных членов общества... людей, которые хоть что-то собираются сделать сами… а увидел, увы, жлобов, у которых все виноваты, кроме их самих, горожан, а все им должны и обязаны.

Александр Николаевич, в этом городе все такие, или такие просто лезут на первый план?»

Понятно, что «простой телезритель» катастрофы видел только по телику и не знает (и знать не хочет), каково в одночасье оказаться без всего, потерять родственников и соседей, получить десятку «на все»…

«Телезрителю» попытались объяснить, что происходит с людьми, заглянувшими в глаза смерти или оказавшимся в нестандартной ситуации…

Но самый адекватный ответ дал пользователь opiat_dvoika:

«Та не переживай, простой телезритель. Катастроф на всех хватит, будет и у тебя случай проявить суровую сдержанность и гордо отказаться от помощи государства».

Марина ЗАВАДСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100