Политика
Нет денег — нет полномочий
Ольга Танас, Александр Артемьев Gazeta.ru Рисунок Владимира Кремлева.
Шаги по децентрализации управления, объявленные на Госсовете, разочаровали экспертов
С 2013 года центр отдаст регионам полномочия, среди которых надзор за экологией, трудовым законодательством, семенной и весовой контроль.
О перераспределении налоговой базы между регионами и центром, которое обещал Дмитрий Медведев, запуская децентрализацию, на первом Госсовете Владимира Путина никто не говорил. Речь в лучшем случае идет о деконцентрации, а не о децентрализации, уверены эксперты.
С 2013 года регионам будут делегирован ряд полномочий, среди которых экологический надзор (за исключением особо опасных объектов), надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, за соблюдением трудового законодательства, лесное семеноводство и семенной контроль, надзор за перевозками пассажиров автомобильным транспортом, весовой контроль, заявил вице-премьер Дмитрий Козак на первом заседании Госсовета, которое провел Владимир Путин после вступления в должность президента.
«Соответствующие законопроекты должны быть подготовлены до 1 октября, с тем чтобы была подготовлена необходимая материальная база», — подчеркнул Козак. По его словам, за качество услуг и эффективность работы будет отвечать губернатор.
Глава региона также должен самостоятельно определить структуру и людей, которые будут исполнять федеральные полномочия. При этом федеральные органы исполнительной власти, чьи функции переданы на региональный уровень, смогут требовать увольнения соответствующих чиновников в случае неэффективной работы. «В том числе ставить вопрос перед президентом об ответственности высших должностных лиц субъектов федерации, в том числе и выборных», — заметил Козак.
«Законопроекты могут готовиться, но, как мы и определились, действовать лучше, продумав все последствия передачи полномочий, и передавать их там, где это не создаст проблем», — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, по целому ряду полномочий работа будет вестись в пилотном режиме в нескольких регионах.
Впервые о децентрализации управления и перераспределении полномочий между центром и регионами Медведев объявил, еще будучи президентом, на Петербургском экономическом форуме в прошлом году. Для подготовки конкретных предложений были созданы две рабочие группы под руководством двух вице-премьеров — Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, которые занимались проработкой юридических и финансовых вопросов децентрализации.
Спустя полгода, выступая с посланием Федеральному собранию, Медведев пообещал, что регионы в результате могут получить до одного триллиона рублей дополнительных доходов.
«Будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные», — сказал тогда он.
На Госсовете финансовую сторону децентрализации не затронули. «С деньгами все сложнее, особенно в условиях нынешнего бюджета», — признал Медведев, добавив, что задача поиска дополнительных источников финансирования на триллион рублей за счет налоговых и неналоговых источников не снята с повестки дня.
Меры по децентрализации, предложенные на Госсовете, эксперты назвали мизерными. «Перераспределят немного чиновников, и все», — предположил гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков.
Проводимую децентрализацию вряд ли можно назвать таковой, уверены эксперты. «Политически это, конечно, красиво. Но речь идет не о децентрализации, а в лучшем случае о деконцентрации. Регионам полномочия не переданы полностью — они им делегированы «под средства государства».
То есть федеральный центр будет осуществлять свои полномочия «руками регионов», что будет означать не большую самостоятельность регионов, а зачастую, наоборот, больший контроль со стороны государства за исполнением собственных делегированных полномочий.
Нормативные функции все остаются у федерального центра, все нормы и акты будут разрабатывать в Москве и тщательно контролировать их соответствие», — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением один из разработчиков альтернативной концепции децентрализации, предложенной медведевскому «Открытому правительству».
«Прямо сейчас я не понимаю, какие функции им можно было бы передать. Вот в условиях развития гражданского общества, выборности и подконтрольности не только федеральному центру, но и жителям можно было бы говорить о передаче налоговых полномочий.
Собственных региональных, местных налогов практически нет, их ноль. Самостоятельность без собственных доходных источников невозможна», — в свою очередь, заявил Андряков.
За перераспределение налоговой базы высказывается большинство россиян: согласно опросу «Левада-центра», проведенному в конце июня, 71% положительно относятся к тому, чтобы большую часть налогов оставлять в распоряжении регионов, вместо того чтобы забирать их в федеральный бюджет, а затем по усмотрению центра частично возвращать в регионы.
Еще два года назад «за» высказывались 67%. Число противников сократилось с 18% до 10%.
«Если в перечне полномочий нет ведения государственного кадастра недвижимости, то что об этом говорить», — коротко обозначил свою позицию глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
По словам эксперта, к принятию таких полномочий готовы Татарстан или Санкт-Петербург, но какой-нибудь маленький дотационный регион от этого всячески открещивался. Идея переложить на регионы право оценки земли проговаривалась Путиным еще два года назад, когда он возглавлял правительство.
Тогда он критиковал регистрационные службы, обвиняя их в коррумпированности, и обещал их исключить их из процесса оценки земли. Но до сих пор кадастровые функции выполняет Росреестр.
Ольга Танас, Александр Артемьев Gazeta.ru Рисунок Владимира Кремлева.
Другие статьи номера в рубрике Политика: