фото

27 марта – День Театра. Хоть и запоздало поздравление, но поздравляем все наши театры! А во Владивостоке их уже пять. В Приморье еще больше. И почти накануне праздника, 24 марта, один из них, академический театр имени Горького, распахнул двери для всех желающих, пригласив на репетицию.

Нет, это была не генеральная репетиция, театр показал не весь спектакль целиком, а всего лишь рабочий момент, отработку эпизода – актеры на сцене двигаются, текст говорят, вроде как уже играют, но на самом деле только нащупывают рисунок игры; а режиссер из зала им говорит: возьми коробочку… нет, эти слова ты говоришь уже сидя за столом… теперь ты заходишь и говоришь… и уходишь… нет, сядь на колонну… а ты к нему подойди, доверительно скажи, ты знаешь, что сейчас будет скандал, а ему незачем это слышать… а этот стол поставь перед колонной… ну и что, что там занавес, может, мы его не будем закрывать… или колонну передвинем…

Наплыва желающих посмотреть, как создается спектакль, не наблюдалось, хотя что может быть интереснее?

А после репетиции состоялась пресс-конференция. Руководитель театра Ефим Звеняцкий не один пришел, а привел с собой множество народу – в основном молодых актеров: пусть, типа, привыкают.

Говорили о театрах, о спектаклях.

Конечно, вокруг кризис, и на театрах это тоже сказывается, в том числе и на театре Горького. К тому же конкурент во Владивостоке появился – «Мариинка», то бишь театр оперы и балета. Кто потратил деньги на билет в оперный театр – может, уже не купит билет в драмтеатр. И на гастроли в этом году наш театр не поедет. То есть на гастроли по стране или за рубеж – только в край. Но на гастролях по краю трудно заработать. Будут ли у нас гастроли других театров, столичных? Тоже неизвестно. Возможно, в июне приедет театр Маяковского.

Вообще-то я уверена, что театр Горького справится с трудностями, выживет и будет процветать. Вспомните «лихие 90-е», когда и зарплату людям не платили, и предприятия закрывались, а театр Горького жил и в какой-то степени процветал. Помните «Шоу Ефима Звеняцкого»? Моя знакомая жила на одной лестничной площадке с актером Горьковского. Актер регулярно получал зарплату – и, скорей всего, неплохую, потому что на его зарплату жила вся лестничная площадка, несколько семей!

Сейчас пока что положение не такое бедственное. Театр ставит спектакли. Коммерческие, как признается сам Звеняцкий. Ничего плохого в этом нет: коммерческий спектакль – тот, на который пойдет зритель, а театр для зрителя и существует. «Сирано де Бержерак» – героическая история, как не пойти! Но это пьеса Эдмона Ростана, классика. А если пьесы нет, но есть очень хорошая проза? Надо переизложить ее для сцены! Но в любом случае это не может быть механический перевод. Вот режиссер Вадим Данцигер ставит спектакль по Довлатову – и в спектакле появляется alter ego Довлатова – Пушкин. Александр Сергеевич, да. Место действия позволяет. И это позволяет также мысли Довлатова перевести в диалоги.

А еще спектакль должен задевать зрителя за живое. Не только на элементарные эмоции разводить (герою мы сочувствуем, злодея ненавидим), но говорить что-то зрителю новое и нем же. Вот готовится спектакль по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата» – это о преступнике, который знает, чего хочет толпа и умеет ловко ею манипулировать… Скажете, что это не о нас, а о Древней Греции? Ой, не обольщайтесь: все те же мы…

А еще театр Горького собирается ставить «12 стульев». Вот уж что обязательно надо посмотреть!

В общем, любимому театру – хороших зрителей, хороших спектаклей и хороших кассовых сборов.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.