Защита прав
Где в Питере фонит?
Татьяна ДЕМИЧЕВА
ТРИ ЯДЕРНЫХ КАТАСТРОФЫ
10 августа исполняется 26 лет с момента взрыва ядерного реактора на атомной подводной лодке К-431 в бухте Чажма Приморского края.
Так как все приборы зашкалили, излучение в момент взрыва, длящегося меньше секунды, установили расчетным путем по золотому кольцу, которое нашли на оторванном пальце одного из погибших участников перезагрузки ядерного топлива – 90 тысяч рентген в час. Эту радиационную катастрофу называют предтечей Чернобыля.
В марте этого года весь мир пережил трагедию на Фукусимской АЭС в Японии, произошедшую из-за стихийного бедствия. По Международной шкале ядерных и радиологических событий этой аварии присвоен наивысший седьмой уровень, как и аварии на Чернобыльской АЭС.
Радиация невидима. Но можно проследить отношение властей к пострадавшим от ядерных аварий. В конце марта 2011 года более половины опрошенных агентством Kyodo японцев (57,9%) считали, что власти хорошо справились с восстановлением разрушенных землетрясением и цунами северо-восточных районов Японии и с помощью пострадавшим. Меня поразило сообщение, что 25.03.2011, то есть уже через две недели после цунами, премьер-министр Наото Кан пообещал предпринимателям Японии, пострадавшим в результате аварии на АЭС «Фукусима», государственную поддержку и возмещение ущерба. Также было сообщено, что всех пострадавших от стихии в Японии обеспечат жильем к концу лета.
Уже четверть века прошло после техногенных катастроф в Чажме и Чернобыле. Как и чем помогли российские власти пострадавшим от них?
Российское законодательство предусматривает специальный порядок возмещения вреда здоровья, нанесенного радиацией. Общие нормы Гражданского кодекса РФ в таких случаях не работают. В частности, чернобыльцам льготы и компенсации выплачиваются по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Он был принят только через пять лет после аварии.
СТРАДАЛИ ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ
Ядерная авария в бухте Чажма проходит только по линии Министерства обороны и только с 1993 года (через 8 лет после аварии). Получить компенсацию за подорванное радиацией здоровье могут лишь некоторые лица из числа ликвидаторов данной аварии в порядке, установленном Министерством обороны, который долгое время был секретен и постоянно менялся.
Суть его сводится к тому, что только после выдачи удостоверения участника действий подразделения особого риска может официально устанавливаться причинно-следственная связь заболеваний с переоблучением от этой аварии.
У гражданского населения вообще отсутствует шанс для признания пострадавшими от этой аварии, поскольку они не принимали участия в её ликвидации.
Данная авария не зарегистрирована на уровне правительства РФ. На бумаге этой аварии не было для гражданских лиц, поэтому никого из них нельзя признать пострадавшими из-за отсутствия специальной законодательной базы по этой аварии.
В России «помощь» пострадавшим от аварии в бухте Чажма, произошедшей 10.08.1985, началась с отбора подписок о неразглашении сведений об этой аварии и ликвидации её последствий у всех, кто хоть в какой-то степени ими владел. Эти сведения до сих пор остаются в основной массе секретными вопреки ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне».
Одна из участников ликвидации последствий этой ядерной аварии Вяткина И.П. имеет множество заболеваний радиационного генеза, но уже четверть века не может получить результаты анализа на содержание радиоактивных веществ в её крови, взятых у неё по указанию радиологов из Ленинграда, приехавшими в 15-й военно-морской госпиталь п. Тихоокеанский в августе 1985 года. Информацию о месте их хранения не удалось получить даже с помощью суда.
СТРАННЫЙ КОМИТЕТ ПОД РУКОВОДСТВОМ БЕНЦИАНОВА
После передачи государст-венно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации» под бессменным руководством Бенцианова В.Я. (Почему Минюст не предъявляет претензий за несоответствие законодательству его организационно-правовой формы?) полномочий по выявлению, учету и организации социальной защиты граждан из подразделений особого риска Постановлением Правительства РФ от 21.10.1992 № 806 (РГ 92-234), образовалось «государство в государстве».
О том, как милосердие осталось без стакана чая при непосредственном участии Бенцианова В.Я., «АВ» писали 5 лет назад в № 30 (698) за 2006 год в статье Н. Алисимчик «Трагедия Чажмы в стадии банкротства».
МЕДИКОВ ИЗ СПИСКА ВЫЧЕРКНУТЬ!
Председатель Комитете Бенцианов В.Я. неутомимо просит высоких военных начальников (которые его почему-то покорно слушаются…) не включать в списки участников подразделений особого риска медиков, которые участвовали в ликвидации последствий радиационных аварий, проводили первичную санитарную обработку, включающей в себя работы по сбору и захоронению радиоактивных отходов, оказание неотложной помощи наиболее тяжелым раненным и пораженным ликвидаторам ядерных аварий, доставляли их с места аврий в медучреждения, участвовали в проведении дезактивации.
В частности, Бенцианов в письме от 26.01.2004 за № 11п-04 начальнику Технического управления флота страны Карачуну попросил вычеркнуть из списка № 84 (пла, бтб) от 2003 года медработников Булахтина Ю.А. и Вяткину И.П., так как, по его мниню, «это может повлечь в «Списки непосредственных участников ликвидации радиационных аварий» сотрудников всех военно-медицинских учреждений, осматривающих и лечивших членов экипажей К-19, К-8, К-192, К-64, К-175, К-431 и др. ПЛА».
Хотя уж им-то должно быть хорошо известно, что наведенная радиация от облученного биологического объекта (в том числе от людей, пострадавших от радиации) гораздо вреднее для человеческого организма по сравнению с облучением от неживых объектов (того же ядерного реактора) при одной и той же дозовой нагрузке.
По настоянию Бенцианова В.Я., начальник ТУ ВМФ РФ Карачун вычеркнул 05.04.2004 из списка медиков Булахтина Ю.А. и Вяткину И.П. Когда эту аморальную, по нашему мнению, вышеуказанную переписку Бецианова В.Я. с военным командованием, Вяткина И.П. увидела приобщенной к материалам её гражданского дела в Фокинском городском суде, она не смогла её дочитать, так как у нее резко поднялось давление и из носа хлынула кровь.
ВСЯ НАДЕЖДА НА ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД
Вяткина И.П. передвигается с постоянной болью на костылях и непрерывно борется за свои права. Подана жалоба в ЕСПЧ в 2007 году. Ныне очередной иск находится на рассмотрении в г. Москве. Шансов в России, считаю, у неё нет, пока наше государство дает властные полномочия таким бенциановым, пока зоной аварии Россия признает исключительно подводную лодку К-431, пока в суде Вяткиной И.П. задают вопросы типа: «Вы заезжали в зону аварии на санитарной машине хотя бы на минутку?» (гражданское дело Фокинского городского суда № 2-265-06, федеральный судья Королева Е.В.), требуют предоставить в письменном виде устные приказы 20-летней давности или официально установить причинно-следственную связь её заболеваний с переоблучением до получения удостоверения участника ПОР РФ, а не наоборот – после его получения, как предписано действующим законодательством.
Примечательно, что судья Королева Е.В. в другом деле по аналогичному иску трех медсестер – коллег Вяткиной И.П. – вынесла решение в 2004 году в их пользу, не требуя от них пребывания в зоне аварии (то есть на подводной лодке), и те получили долгожданные удостоверения. Но во внесудебном порядке никто из участников ликвидации Чажминской аварии из лиц гражданского персонала госпиталя такие удостоверения не получил, и соответственно, никаких льгот и компенсаций за нанесенный в результате переоблучения вред здоровью при исполнении служебного долга.
ДЛЯ БЕНЦИАНОВА ПОСТРАДАВШИЙ – ПРЫЩ
Полностью согласна с мнением известного журналиста Григория Пасько, изложенным в его статье «Эхо Чажминского взрыва» (журнал «Экология и право», 17.10.2006): «Дело в том, что государству почему-то невыгодно признавать людей, пока еще живых, ликвидаторами аварии. Позицию государства четко, на мой взгляд, изложил председатель комитета ветеранов подразделений особого риска В. Бенцианов (цитирую по публикации в газете ЗАТО Фокино «Время»: «…Никаких свидетельских показаний для признания права на льготы принимать во внимание нельзя: «…потому что это такой вот прыщ, который… вы одних удовлетворите, он погаснет, а остальные, узнав это, начнут требовать. И этот нарыв будет всё время возбухать…»
Гораздо ужасней радиации воздействует на наше общество аморальный фон бездушия российских властей по отношению к своим гражданам, пострадавшим от радиации, в том числе в лице государственного «общественника» – бессменного председателя Комитета ветеранов ПОР РФ Бенцианова В.Я., которому государство официально выделило в безвозмездное пользование огромные помещения в г. Санкт-Петербурге по улице Автовской, 22, а также предоставляет субсидии, за нецелевое расходование которых предусмотрено их взыскание в федеральный бюджет (п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 69), а не уголовная ответственность на общих основаниях по ст. 285.1 УК РФ.
А если в России начать опрос, подобный проведенному в Японии, об оценке работы властей в поддержке пострадавших от радиации?
ГЛАС НАРОДА О РАБОТЕ БЕНЦИАНОВА
Вот отзывы о Комитете ветеранов ПОР РФ на сайте http://www.spr.ru/otzyvy/komitet-veteranov-podrazdeleniy-osobogo-riska.html.
Малютин Владимир Борисович: «Проходил службу в Андреевке (Зап. Лица) в КПР (комплекс перезарядки реакторов) воен. часть: 90299-с с мая 1984 по май 1987 гг. Принимал непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий в зд. 5! Выгрузка аварийного левого бассейна, работа в БСХ, 3-я площадка! Все это в нечеловеческих условиях! Даже тогда знали, что работаем с превышением дозовой нагрузки! А по бумагам – тип-топ. Два года посылаю запросы через военкомат! Ответы умиляют! Иди туда, не знаю куда. Везде отписки! Карточку доз показали издалека – типа секретно! И это через четверть века? Вся Европа знает правду, а мы делаем вид, что все в ажуре! В карточке доз все в порядке (смеялся), большинство операций не отображено. Ну и смысл в вашем существовании? Для избранных? Здоровья уже нет правду искать».
Гурьянов Анатолий Иванович:
«Этот комитет уже давно не принимает никаких решений. Помощи от него тоже практически никакой, за исключением подготовки документов на получение удостоверения. Они уже давно не формируют списки для награждения. Хотя бы на сайте опубликовали номер указа Ельцина о награждении ветеранов подразделений особого риска государственными наградами».
Александр:
«Всё правильно. Они себе выбили госнаграды, благо поближе к Москве находятся, и дальше от них никакого толку, а деньги выделяются, только на что их расходуют, непонятно».
Благие намерения зачастую ведут в ад. По моему мнению, то же произошло и с Комитетом ветеранов ПОР РФ.
Татьяна ДЕМИЧЕВА,
Фото автора.
Бенцианов (верхнее фото) выступает перед жителями п. Дунай Приморского края (нижнее фото).
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: