Экономика
Светлогорье: бег по кругу
Марина ЗАВАДСКАЯ
Ситуация в Светлогорье, где совсем недавно кипели страсти вокруг вольфрама, понемногу успокаивается. Не скажу, что стабилизируется, но светлогорцы полны надежд. «У нас появился директор! – с восторгом говорят они. – Настоящий!
Мы еще не знаем его фамилии, но он уже здесь!» Люди, измученные долгим безденежьем, простоем, неопределенностью и равнодушием, а то и враждебностью власти, склонны предаваться оптимизму при первых призраках стабилизации. Они полны благодарности краевой администрации, полпреду, «Примтеплоэнерго» и нам, журналистам «АВ».
Лицензия племяннику Грызлова
Но при взгляде со стороны стабилизация выглядит не столь надежной.
Да, Антон Родионов, представитель анонимного собственника, уже не гнет пальцы и не заявляет светлогорцам: «Я племянник Грызлова, так что ничего у вас не получится!» Он нынче с полпредом Виктором Ишаевым разговаривает. «Представитель ООО «Русский вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» Антон Родионов заверил полпреда в том, что спрос на продукцию предприятия будет. «Китай прекратил экспорт вольфрама. Спрос на него будет. Другое дело – цена. Чтобы повысить рентабельность, мы планируем модернизировать производство. Работа в этом направлении уже идет совместно с Институтом стали и сплавов и компанией «Интегра-групп», - сказал Родионов. Он также доложил, что все необходимые документы для получения лицензии на недропользование готовы.
Как уточнил вице-губернатор Приморского края Павел Попов, по заверению Роснедр операторская лицензия сроком на год будет выдана уже в ближайшие дни».
Об этом PrimaMedia сообщила 9 июля. Ближайшие дни еще не прошли. Лицензии пока нет. Работники «Русского вольфрама» массово переходят в «Примтеплоэнерго», но зарплату от «РВ» еще не получили (информация на вечер понедельника, 13 июля).
Соглашение, заключенное 17 июля, подписаное должностными лицами: губернатором Приморского края – главой Администрации Приморского края С.М. Дарькиным, генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго» А.В. Патриным, председателем Федерации профсоюзов Приморского края В.В. Пинским, председателем первичной профсоюзной организации «Вольфрам» Л.А. Отняткиным, и.о. секретаря Приморского регионального отделения политической партии «Единая Россия» и представителем ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» А.О. Родионовым, – сомнительно с точки зрения закона. Мы получили правовую экспертизу этого документа. Вот что в ней говорится.
Мутная схема
«Первый пункт содержит утверждение, согласно которому два юридических лица, ООО «Русский вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» в срок не позднее 17.06.2009 передают КГУП «Примтеплоэнерго» в аренду на пять лет имущество, обеспечивающее производственный процесс на Лермонтовском вольфрамовом месторождении.
Данное утверждение не является обязательством и каких-либо правовых последствий не влечет. Не приведены характеристики производственного процесса. Также не приведен перечень подлежащего передаче в аренду имущества, в результате чего договор не соответствует требованиям пункта 3 статьи 607 ГК РФ, из которого следует, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор (соглашение) не считается заключенным. Кроме того, достоверно известно, что основные средства ООО «Русский вольфрам» на сумму 95 533 765,79 рублей проданы, а значит, выведены из основных средств ООО «РВ», следовательно, являясь собственностью третьих лиц, ООО «Лермонтовскому горнорудному управлению» переданы быть не могут. Утверждение сторон о произошедшей передаче формирует состав преступления, квалифицирующийся по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество).
Из чего следует, что юридические лица, о которых говорится в первом пункте соглашения, не приобрели каких-либо прав и обязанностей по соглашению.
Соглашение нельзя признать устанавливающим, изменяющим или прекращающим какие-либо гражданские права и обязанности. То есть, оно не является договором (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Это обыгрывается и в наименовании документа. Видимо, термин «соглашение» выбран не случайно, а для того, чтобы можно было избежать обвинений в том, что высокопоставленные подписанты совершили ничтожную, то есть не создающую ни прав, ни обязанностей, сделку. Подписание документа, который не является сделкой (договором), не создает в силу этого обстоятельства прав и обязанностей ни у одного из поименованных в документе лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Лицо, которое в соглашении от 17 июня 2009 года обозначено представителем ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление», А.О. Родионов, как следует из подписанного документа, не является единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом и др.) ни одной из этих организаций.
Как следует из подпункта 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», правом на совершение сделок без доверенности от имени общества с ограниченной ответственностью обладает единоличный исполнительный орган общества. Другие лица вправе совершать сделки от имени организации лишь при наличии доверенности. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Кроме того, такого рода крупные сделки (25% и выше от общей стоимости имущества), как передача в аренду имущества предприятия, требуют согласования с учредителями предприятия, а следовательно, оформленным протоколом решения учредителей. Отсутствие ссылки на протокол собрания в соглашении и на наличие у А.О. Родионова доверенности позволяет сделать вывод, согласно которому соглашение не создает у ООО «Русский вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» никаких вытекающих из этого соглашения правовых последствий: прав и обязанностей сторон.
Без обязательств
Что же касается обязательств, которые в соответствии с пунктами 8, 9, 10 соглашения приняли на себя Федерация профсоюзов Приморского края, первичная профсоюзная организация «Вольфрам», Приморское региональное отделение политической партии «Единая Россия», то общий, неконкретный характер этих обязательств – «осуществлять взаимодействие», «участвовать в реализации на предприятии мероприятий», «принимать меры по организации необходимого взаимодействия» – не позволяет сделать вывод о том, что приведенные организации приняли на себя обязательства, к исполнению которых они могут быть понуждены средствами, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации».
Следовательно, соглашение от 17.06.2009 сделкой, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, не является.
Соглашение от 17.06.2009 не создает у подписавших его лиц, равно как и лиц, от имени которых, как указано в тексте соглашение, оно подписано, каких-либо прав и обязанностей, к исполнению которых они могут быть понуждены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Принято половинчатое решение, которое не приведет к эффективному результату. Требования трудового коллектива и профсоюзов «Русского вольфрама» прежде всего содержали требования о национализации в виде создания полноценного государственного предприятия. На деле светлогорцы получили, во-первых, собственника краевого, а не федерального масштаба, во-вторых, какое-то «юридическое лицо» по выбору губернатора Дарькина (вероятность создания коррупционной схемы с его стороны – высока), в-третьих, вся эта абракадабра – на пять лет. К тому же существует известная проблема с отсутствием основных средств комбината, наличие которых является одним из основных лицензионных требований и без которых комбинат работать не сможет.
В результате на комбинате «Русский вольфрам» применена уж совсем «мутная» схема, вероятно, нацеленная в ближайшей перспективе – сбить протестное настроение населения и уменьшить градус возмущения, а в дальнейшем – извлекать неконтролируемую прибыль, как и в случае с Усольцевским предприятием, которое оказалось должно «Русскому вольфраму» более 10 млн долларов за добытую и неизвестно куда вывезенную и неизвестно кем проданную руду (решение арбитражного суда вступило в законную силу) и которое также продолжает действовать на паях в новой схеме. В результате заключенного соглашения запущен новый цикл бега по кругу для работников комбината «Русский вольфрам». (Полностью экспертиза помещена на сайте «АВ»).
Штраф в особо мелком размере
Столь же сомнителен и обвинительный приговор, вынесенный на днях в отношении конкурсных управляющих ОАО «Лермонтовская горнорудная компания».
«Бывшие конкурсные управляющие ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» (посёлок Светлогорье) Борис Медведев и Игорь Симонцев признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Судом установлено, что 24 ноября 2003 г. краевым арбитражным судом в отношении ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» в связи с задолженностью перед кредиторами в сумме свыше 190 миллионов рублей введена процедура банкротства – наблюдение на срок 6 месяцев. Временным управляющим был утвержден Борис Медведев.
Поскольку размер требований кредиторов компании за время процедуры наблюдения увеличился на 60 миллионов рублей, определением арбитражного суда от 26 мая 2004 г. в отношении должника введена процедура банкротства, применяемая в целях восстановления его платежеспособности, — внешнее управление на срок 18 месяцев. Этим же определением внешним управляющим компании утвержден Медведев.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 22 декабря 2004 года ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» признано банкротом, в отношении общества открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Медведев Б.А.
Общий размер требований кредиторов компании согласно реестру, сформированному Медведевым Б.А. по состоянию на 11.10.2004, составил 260.729.559, 11 рублей.
Медведев, злоупотребляя предоставленными ему законом полномочиями, используя их вопреки интересам компании и в целях извлечения выгод для другого рудодобывающего предприятия — ОАО «ГМК «Дальполиметалл», заключил заведомо нерентабельные для ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» договоры, в ходе исполнения которых кредиторская задолженность компании увеличилась на 583 миллиона 806 тысяч рублей. При этом размер кредиторской задолженности перед государством по налогам и сборам увеличился на 102 миллиона 20 тысяч рублей.
В то же время предприятие, в чьих интересах были заключены Медведевым договоры, получило финансовые результаты за период с 01.04.2004 по 30.06.2006 в виде чистой прибыли в размере свыше 205 миллионов рублей.
По инициативе Медведева также был утверждён план продаж имущества ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» по заниженной рыночной стоимости в размере 104 миллиона рублей.
31 мая 2006 г. по ходатайству УФНС РФ по Приморскому краю определением Арбитражного суда Приморского края Медведев отстранен от должности конкурсного управляющего ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» в связи с неисполнением им своих обязанностей, конкурсным управляющим назначен Игорь Симонцев.
Однако и новый управляющий продолжил деятельность, противоречащую интересам предприятия, действуя в целях извлечения выгоды для ООО «Вист-Авто Центр», переименованном в последующем в ООО «Русский Вольфрам».
В результате преступных действий Симонцева И.А. имущество ОАО «Лермонтовская горнорудная компания» было продано ООО «Вист-Авто Центр» по заведомо заниженной рыночной стоимости в размере 104 миллиона 900 тысяч рублей.
Суд согласился с мнением государственного обвинителя, признал подсудимых виновными в совершении инкриминированных им преступлений и приговорил Медведева Б.А. к штрафу в размере 250 тысяч рублей с лишением права занимать должности конкурсного управляющего сроком на три года. Симонцеву И.А. судом назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей с лишением права занимать должности конкурсного управляющего сроком на один год».
Вот какое оптимистическое сообщение распространила 7 июля пресс-служба прокуратуры Приморья.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
СОГЛАШЕНИЕ
п. Светлогорье Приморского края
17 июня 2009 года
Администрация Приморского края в лице Губернатора Приморского края – Главы Администрации Приморского края Дарькина С.М., Федерация профсоюзов Приморского края в лице председателя федерации Пинского В.В., первичная профсоюзная организация «Вольфрам» в лице председателя Отнякина Л.А., общество с ограниченной ответственностью «Русский Вольфрам», общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовское горнорудное управление» в лице представителя Родионова А.О., Приморское региональное отделение политической партии «Единая Россия» в лице и.о. секретаря Регионального политического совета Веселова М.В., совместно действуя в интересах возобновления и развития производства на Лермонтовском вольфрамовом месторождении, обеспечения социальной стабильности в п. Светлогорье Приморского края, заключили настоящее соглашение о нижеследующем.
1. ООО «Русский Вольфрам», ООО «Лермонтовское горнорудное управление» в срок не позднее 17 июня 2009 года передают КГУП «Примтеплоэнерго» в аренду на срок до 5 лет имущество, обеспечивающее производственный процесс на Лермонтовском вольфрамовом месторождении.
2. КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» в срок до 19 июня 2009 года заключают договор подряда на выполнение работ, связанных с эксплуатацией Лермонтовского вольфрамового месторождения, иод условие получения ООО «Лермонтовское горнорудное управление» операторская лицензии на эксплуатацию месторождения.
3. КГУП «Примтеплоэнерго», ООО «Русский Вольфрам», начиная с 1 июля 2009 года, обязуются обеспечить в установленном трудовым законодательством порядке перевод работников, задействованных в производственном процессе на Лермонтовском вольфрамовом месторождении, в штат КГУП «Примтеплоэнерго».
4. КГУП «Примтеплоэнерго», ООО «Русский Вольфрам», ООО «Лермонтовское горнорудное управление» в срок до 1 июля 2009 года согласуют с Администрацией Приморского края план мероприятий по подготовке технической и разрешительной документации, проведению работ по возобновлению добычи и переработки руды на Лермонтовском вольфрамовом месторождении в течение 2009-10 гг.
5. КГУП «Примтеплоэнерго», другие участники настоящего соглашения обязуются совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления содействовать занятости населения, проживающего в п. Светлогорье Приморского края, развивать производственную базу п. Светлогорье Приморского края.
6. Участники настоящего соглашения берут на себя обязательства по совместному определению и согласованию с органами исполнительной власти Приморского края планов развития производства на Лермонтовском вольфрамовом месторождении на период до 2014 года и далее.
7. Участники настоящего соглашения, совместно с органами исполнительной власти Приморского края и органами местного самоуправления обеспечивают развитие и функционирование социальной инфраструктуры поселка Светлогорье.
8. Федерация профсоюзов Приморского края обязуются совместно с иными сторонами настоящего соглашения осуществлять постоянное взаимодействие в целях обеспечение социально-трудовых прав работников организаций, задействованных в производственном процессе на Лермонтовском вольфрамовом месторождении, сопутствующих ему производствах и иных производствах, дислоцированных в п. Светлогорье Приморского края, включая заключения в установленном порядке коллективного договора.
9. Первичная профсоюзная организация «Вольфрам» обязуется участвовать в реализации на предприятии мероприятий по соблюдению: трудовой дисциплины, социально-трудовых прав работников, условий труда, правил техники безопасности,
10. Приморское региональное отделение политической партии «Единая Россия» обязуется принимать меры по организации необходимого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в целях стабилизации социально-экономического положения на предприятиях горно-добывающей отрасли Приморского края.
Все стороны настоящего соглашения обязуются проводить в дальнейшем согласительные процедуры по всем вопросам, связанным с исполнением настоящего соглашения.
Губернатор Приморского края – глава Администрации Приморского края С.М. Дарькин
Председатель Федерации профсоюзов Приморского края В.В. Пи некий
И.о. секретаря Приморского регионального отделения политической партии «Единая Россия» М.В. Веселов
Генеральный директор КГУП «Примтеплоэнерго» А.В. Патрин
ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА
соглашения от 17.06.2009, подписанного от имени Администрации Приморского края, КГУП «Примтеплоэнерго», Федерации профсоюзов Приморского края, первичной профсоюзной организации «Вольфрам», Приморского регионального отделения политической партии «Единая Россия», ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление»
24 июня 2009 года
г. Владивосток
Предметом исследования является соглашение от 17.06.2009., заключенное в п. Светлогорье Приморского края. Документ подписан должностными лицами, «губернатором Приморского края – главой Администрации Приморского края С.М. Дарькиным», генеральным директором КГУП «Примтеплоэнерго» А.В. Патриным, председателем Федерации профсоюзов Приморского края В.В. Пинским, председателем первичной профсоюзной организации «Вольфрам» Л.А. Отняткиным, и.о. секретаря Приморского регионального отделения политической партии «Единая Россия» и представителем ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» А.О. Родионовым.
Во вступительной части обозначена цель заключения соглашения - обеспечение социальной стабильности в поселке Светлогорье Приморского края.
Вопросы, на которые требуется дать ответ:
1. Является ли соглашение от 17.06.2009 сделкой, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации?
2. Влечет ли соглашение от 17.06.2009 какие-либо правовые последствия для сторон, подписавших соглашение и рабочего коллектива ООО «Русский Вольфрам»?
3. Какие варианты существуют, в результате которых рабочие ООО «РВ» могли бы быть защищены от возврата к забастовкам и голодовкам?
Соглашение состоит из десяти пунктов.
Пунктами, к которым необходимо применить критерии юридической экспертизы, необходимо считать первый, второй и четвертый, остальные пункты соглашения направлены на удовлетворение политических амбиций сторон. Этот момент подтверждает также и то, что в графе подписантов отсутствует такой наиважнейший критерий социальной направленности, как представитель Совета трудового коллектива ООО «Русский Вольфрам», протестная деятельность которого и привела к возникновению соглашения и прецеденту в РФ.
Первый пункт содержит утверждение, согласно которому два юридических лица, ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» в срок не позднее 17.06.2009 передают КГУП «Примтеплоэнерго» в аренду на пять лет имущество, обеспечивающее производственный процесс на Лермонтовском вольфрамовом месторождении.
Данное утверждение не является обязательством и каких-либо правовых последствий не влечет. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ).
В первом пункте соглашения отсутствует тип производственного процесса, так как организация производства на Лермонтовском вольфрамовом месторождении состоит из различных этапов: подготовительный, сам процесс добычи и обработки руды. Не приведены характеристики этого производственного процесса. Также не приведен перечень подлежащего передаче в аренду имущества, в результате чего договор не соответствует требованиям пункта 3 статьи 607 ГГК РФ, из которого следует, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор (соглашение) не считается заключенным. Кроме того, достоверно известно, что основные средства ООО «Русский Вольфрам» на сумму 95 533 765,79 рублей проданы, а значит, выведены из основных средств ООО «РВ», следовательно, являясь собственностью третьих лиц, ООО «Лермонтовскому горнорудному управлению» переданы быть не могут. Утверждение сторон о произошедшей передаче формирует состав преступления, квалифицирующийся по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество).
Из чего следует, что юридические лица, о которых говорится в первом пункте соглашения, не приобрели каких-либо прав и обязанностей по соглашению.
То же самое можно сказать и о других пунктах соглашения, которые содержат утверждения о том, что поименованные в них юридические лица и другие участники соглашения принимают на себя обязательства заключить договор подряда на выполнение работ, связанных с эксплуатацией месторождения, обеспечить перевод работников с неназванного предприятия в штат КГУП «Примтеплоэнерго», согласовать план мероприятий по подготовке документации, проведению работ по возобновлению добычи и переработке руды.
Имеющиеся в тексте соглашения утверждения, согласно которым его участники обязуются содействовать занятости населения, проживающего в поселке Светлогорье и развивать находящуюся в этом населенном пункте производственную базу, совместно определить и согласовать планы развития производства на Лермонтовском вольфрамовом месторождении на период до 2014 года и далее, обеспечивать развитие и функционирование социальной инфраструктуры поселка Светлогорье, нельзя признать обязательствами. Они в большей степени являются популистскими, заявленные с целью успокоить работников предприятия, уменьшить градус и внимания Правительства РФ, и протестных настроений населения Приморского края, активно высказывающихся против губернатора ПК.
Соглашение нельзя признать устанавливающим, изменяющим или прекращающим какие-либо гражданские права и обязанности. То есть, оно не является договором (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Это обыгрывается и в наименовании документа. Видимо, термин «соглашение» выбран не случайно, а для того, чтобы можно было избежать обвинений в том, что высокопоставленные подписанты совершили ничтожную, то есть не создающую ни прав, ни обязанностей, сделку. Подписание документа, который не является сделкой (договором), не создает в силу этого обстоятельства прав и обязанностей ни у одного из поименованных в документе лиц.
Отсутствие у ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» обязательств, вытекающих из рассматриваемого соглашения, определяется не только приведенными выше обстоятельствами.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Указание в этой норме права на то, что гражданское законодательство, в частности, регулирует договорные и иные обязательства, позволяет сделать вывод о возможности применения к рассматриваемому соглашению норм гражданского права. Если отношения, предусмотренные приведенной нормой права, в том числе «иные обязательства», прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), а при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (ч. 1 и 2 ст. 6 ГК РФ).
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами права к соглашению от 17 июня 2009 года можно применить нормы гражданского права.
В соответствии с п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Лицо, которое в соглашении от 17 июня 2009 года обозначено представителем ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление», А.О. Родионов, как следует из подписанного документа, не является единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом и др.) ни одной из этих организаций.
Как следует из подпункта 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», правом на совершение сделок без доверенности от имени общества с ограниченной ответственностью обладает единоличный исполнительный орган общества. Другие лица вправе совершать сделки от имени организации лишь при наличии доверенности. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Кроме того, такого рода крупные сделки (25% и выше от общей стоимости имущества), как передача в аренду имущества предприятия, требуют согласования с учредителями предприятия, а следовательно, оформленным протоколом решения учредителей. Отсутствие ссылки на протокол собрания в соглашении и на наличие у А.О. Родионова доверенности позволяет сделать вывод, согласно которому соглашение не создает у ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» никаких вытекающих из этого соглашения правовых последствий: прав и обязанностей сторон.
Этот вывод касается также и упомянутых в соглашении обязательств заключить договор подряда на выполнение работ, связанных с эксплуатацией месторождения, обеспечить перевод работников с неназванного предприятия в штат КГУП «Примтеплоэнерго», согласовать план мероприятий по подготовке документации, проведению работ по возобновлению добычи и переработке руды. Эти якобы принятые на себя ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» обязательства не смогут стать предметом рассмотрения и в суде.
Исходя из правил пункта 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Это позволило бы рассматривать вопрос о наличии у Администрации Приморского края обязательств, вытекающих из соглашения, однако Администрация Приморского края никаких обязательств на себя рассматриваемым соглашением не возложила, если не считать неконкретного обязательства «обеспечивать развитие и функционирование социальной инфраструктуры поселка Светлогорье». Неконкретность этого обязательства не позволяет произвести его оценку и, следовательно, принудительно исполнить.
Что же касается обязательств, которые в соответствии с пунктами 8, 9, 10 соглашения приняли на себя Федерация профсоюзов Приморского края, первичная профсоюзная организация «Вольфрам», Приморское региональное отделение политической партии «Единая Россия», то общий, неконкретный характер этих обязательств – «осуществлять взаимодействие», «участвовать в реализации на предприятии мероприятий», «принимать меры по организации необходимого взаимодействия» – не позволяет сделать вывод о том, что приведенные организации приняли на себя обязательства, к исполнению которых они могут быть понуждены средствами, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации».
Следовательно, соглашение от 17.06.2009 сделкой, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, не является.
Соглашение от 17.06.2009 не создает у подписавших его лиц, равно как и лиц, от имени которых, как указано в тексте соглашение, оно подписано, каких-либо прав и обязанностей, к исполнению которых они могут быть понуждены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Невозможность понудить Администрацию Приморского края, ООО «Русский Вольфрам» и ООО «Лермонтовское горнорудное управление» к исполнению перечисленных в нем обязательств, которые носят общий, неконкретный характер, свидетельствует о пропагандистском характере представленного на исследование документа и об отсутствии законного механизма понудить лица, которые его подписали, к исполнению обязательств.
В результате подписания соглашения произошло следующее:
Принято половинчатое решение, которое не приведет к эффективному результату. Требования трудового коллектива и профсоюзов Русского Вольфрама прежде всего содержали требования о национализации в виде создания полноценного государственного предприятия. На деле Светлогорцы получили:
во-первых, собственника краевого, а не федерального масштаба,
во-вторых, это будет какое-то «юридическое лицо» по выбору губернатора Дарькина (вероятность создания коррупционной схемы с его стороны – высока), то есть не государственное (как и вышло на самом деле, да еще и замешанное в коррупционных скандалах и явно не профильное Русскому Вольфраму),
в-третьих, вся эта абракадабра – на пять лет. А так как существует проблема с получением лицензии на пользование недрами (сначала операторская, потом, в результате аукциона – постоянная (на срок не менее 3 лет), которую филиал Примтеплоэнерго, по тем же причинам, будет решать на общих основаниях (если, конечно, В. Ишаев не «поможет» решить в эксклюзивном порядке), то вероятность ее получения минимальна. К тому же существует известная проблема с отсутствием основных средств комбината, наличие которых является одним из основных лицензионных требований и без которых комбинат работать не сможет. А следовательно, вся эта схема – сомнительна и невнятна, к тому же дурно пахнет.
Несколько логичных и толерантных по отношению к рабочим (народу) вариантов решения проблемы, которые, по нашему мнению, привели бы к положительным результатам:
1. Было бы логично принять в реализацию такую схему решения проблемы, создав тем самым прецедент и для страны и для неэффективных собственников: требовать банкротства предприятия в пользу тех, кому предприятие должно в первую очередь – рабочих, которые длительное время не получали зарплаты и которые составляют первую очередь требований по ФЗ «О банкротстве» (обязательно применение раздела о банкротстве градообразующего предприятия). В связи с тем, что наше государство еще не готово признать рабочего (к примеру, в виде Совета трудового коллектива, СТК) полноценным субъектом права и хозяйственной деятельности, было бы логично признать таким субъектом профсоюз Русского Вольфрама, который мог бы выступать представителем будущих собственников предприятия – рабочих.
2. Или один из логичных с точки зрения политики и демонстрации воли, вариантов: государство берет на себя полную ответственность за предприятие и рабочих, проведя полноценную национализацию, с созданием, к примеру, ФГУПа или казенного предприятия.
В случае (1) если бы СТК вдруг стал полноценным представителем новых владельцев предприятия (рабочих), конечно, перед ним возникли бы проблемы, которые он не смог бы решить без собственных средств и без внятных перспектив внешних инвестиций. И здесь логично было бы применить опыт Херсонского комбайнового завода, который требовал признать СТК не единственным владельцем, а совладельцем или полноценным субъектом в управлении производством. Но при этом необходимо удовлетворить два условия со стороны государства: полноценной «федеральной» национализации комбината и обеспечить твердый государственный заказ.
В результате на комбинате Русский Вольфрам применена уж совсем «мутная» схема, вероятно нацеленная в ближайшей перспективе – сбить протестное настроение населения и уменьшить градус возмущения, а в дальнейшем – извлекать неконтролируемую прибыль, как и в случае с Усольцевским предприятием, которое оказалось должно Русскому Вольфраму более 10 млн долларов за добытую и неизвестно куда вывезенную и кем проданную руду (решение арбитражного суда вступило в законную силу) и который также продолжает действовать на паях в новой схеме. В результате заключенного соглашения запущен новый цикл бега по кругу для работников комбината Русский Вольфрам.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: