Экономика
Первая «японка» в СССР
Анастасия ПОПОВА
Сейчас Приморье невозможно себе представить без праворульных «японок». А в далёком 72 году эти чудные машины, которые без ремонта ездили десять лет, были в диковинку для советского человека.
Первая иномарка полгода была без номеров
Юрий Трифонов – бывший главный энергетик Приморья, сейчас пенсионер. Человек живой и юморной. Он стоял у колыбели приморского автобизнеса, как считает сам, открыл ящик Пандоры. Он лично перегонял из Находки во Владивосток первую праворульную машину.
– В 65 или 66 году, я уже не помню, я пригнал «Волгу» ГАЗ-21 из советского посольства в Токио, но, к моему удивлению, на ней уже тогда стоял гидровакуумный усилитель тормозов, который установили японцы. Это была машина, сделанная в СССР специально для нашего посла в Японии. Кроме меня, уже позже, ещё один человек, Лев Курочкин, привёз праворульную «Волгу» из Сингапура, но он сделал её леворульной, – вспоминает Юрий Иванович.
Помнит он и партию 71-го года из десяти праворульных «Москвичей», которые СССР поставил на экспорт в Японию. Наши азиатские братья посмотрели на чудо советской техники, почесали репу и вернули. А почему? 1. Зловония в салоне. 2. Плохие тормоза. 3. Плохой запуск двигателя. 4. Плохое переключение передач и ещё что-то – всего десять пунктов, Юрий Иванович всех и не упомнит. Что делать? Четыре «Москвича» отдали на Сахалин. В 73 году Юрий Иванович был в командировке. Все четыре машины разбились за одну поездку вокруг Сахалина.
Первая иномарка во Владивостоке, на ДВ и, может быть, в СССР была привезена весной 72 года. Её обладателем стал Владимир Веселов. Он был старпомом на ледоколе, шедшем в Канаду. Привёз Веселов машину без разрешения крайкомов, парткомов, капитана и секретаря партийной организации. От греха подальше его списали с ледокола.
– Веселов приехал в Канаду, там везде машины, деньги у него были, почему ж не купить? Купил за 200 долларов, – говорит Юрий Иванович.
Полгода первая в Приморье иномарка (правда, леворульная) колесила по городу без номеров. Однажды Веселов рассказал об этом Трифонову. Юрий Иванович позвонил Василию Какуркину из РЭОУ ГАИ. Они дружили семьями. Тот ответил: «Приезжай в конце рабочего дня, поставим».
Начальник РЭОУ ГАИ попросил документы: чек (как в магазине на колбасу, только на авто «Шевроле»), таможенную декларацию и справку, что Веселов за-платил в казну парохода за доставку. Этих документов оказалось достаточно для постановки автомобиля на учёт. Шевроле оформили, выдали техпаспорт, номера, талон. Пока оформляли, постоянно звонил телефон: партчиновники запрещали Какуркину ставить машину на учет: «Где разрешения от крайкома, парткома и т.д.?» Василий Дмитриевич понимал, что могут быть неприятности, но отвечал: «А где запрет? Человек предоставил документы...» Поставленная на учёт «Шевроле» создала прецедент — теперь иностранные машины можно было везти во Владивосток.
«Цедрик», привезённый в 73-м, жив
Первую праворульную «японку» «Ниссан Цедрик» привёз двоюродный брат Юрия Ивановича Олег Голиков в 73 году. Вернее, праворульных японок тогда было две. Вторую «Тойоту Марк-II» вёз на этом же пароходе Евгений Кравченко, старший механик парохода, сын первого зама председателя крайисполкома...
– К великому сожалению, через три года Евгений на ней разбился на Первой Речке, – вспоминает Юрий Иванович.
Зато Олег ездил на «Ниссане» 13 лет, потом продал. Две недели назад в Омске был парад старых авто? и там демонстрировали этот «Ниссан Цедрик». Он до сих пор в рабочем состоянии. «Волга» или «Жигули» за 10 лет просто сгниют, считает Юрий Иванович.
Новые авто отличались от советских радикально: легко заводились, почти не требовали ремонта.
– Я на японской машине, «Марк-II», проездил 10 лет. За это время, ничего, кроме колёс, не менял, даже масло, – говорит Юрий Иванович.
А вот советские...
– У меня все советские машины были. «Жигулей» – три новых. Постоянно нужно менять тормозные колодки, распредвал, шаровые опоры, натяжитель, успокоитель, который улетал в поддон картера. Нужно снимать поддон, вытаскивать успокоитель. Ещё масляный насос обрывается. Если у тебя не работает масляный насос, машину заклинит, и её надо будет гнать на свалку. Одни проблемы – «Жигули». Мало того, у меня было три новых ГАЗ-24. На всех тормоза со второго качка полетели. Я считаю, наших машин непроблемных нет, – говорит Юрий Трифонов.
Купил новую «Волгу», в тот же день отвалилась рулевая тяга. Благо, был на Заре и не доехал до гаража 100 метров. У рулевой тяги открутилась коронная гайка – она была не зашплинтована.
Владимир Любинский, человек, который в 1989 году первый как турист привёз японский праворульный микроавтобус, работал в то время, как сказали бы сейчас, диджеем. Он поехал по первой туристической загранпутёвке. Вместе с ним были люди с Украины, Белоруссиии и других западных регионов СССР.
– Многие не знали, что в Японии можно купить за копейки машину. За копейки, потому что их таким образом не продавали, а утилизировали, – говорит Владимир Любинский.
Поскольку туристам выдавали небольшую фиксированную сумму, валюту вёз под каблуком в ботинках. Вспоминает: нужно было прийти в авторемонт и показать на жестах, что хочешь купить машину. Его привели к женщине, видимо, начальнице, она распорядилась показать ему авто. Огромная красавица-иномарка восхитила Владимира. Только он собрался доставать деньги, как заметил – японцы посовещались и отказали ему. Машина была без документов и шла под пресс. Видя, как расстроился турист, японцы предложили другой вариант – микроавтобус «Делика».
Целый автобус отдали за ту сумму, которую он рассчитывал потратить на легковушку. Машину зарегистрировали почти без проблем. Единственное, в ГАИ придрались к тому, что два лишних сидения. Не положено. Пришлось два сидения снять в день регистрации, а потом поставить на место.
Сын вывез из Японии 30 машин
В 90 году Юрию Ивановичу начальник Приморскглавснаба поручил в Москве через друзей в управлении автоэкспорта и автоимпорта подписать постановление Совета Министров СССР об организации продажи поддержанных авто из Японии на ДВ (тогда они стоили 200 долларов).
– Николай Рыжков, Председатель Правительства СССР, обещал нам давать по 60 тыс. «Жигулей» в год для продажи за валюту, а на эти деньги мы должны купить 200 тыс. японок секонд-хенд. Назавтра собирались подписывать решение.
В шесть утра я проснулся, в 7 – последнее известие: «Николай Рыжков в больнице с инфарктом». Вечером на пленуме Горбачёв его снял, а поскольку его сняли, никто наше постановление не подписал, – говорит Юрий Трифонов.
Начальник ГАИ МВД СССР, генерал-лейтенант милиции был против покупки авто с правым рулём:
– Есть мёртвая зона спереди справа и сзади слева. Водитель за рулём не видит пешехода, который прыгает с тротуара на проезжую часть. Фары слепят водителей встречных машин.
Юрий Иванович говорит, что генерал верно заметил. Капитаны первыми стали возить «японки».
– Сколько капитанов потеряли своих жён. Человек десять только на моей памяти... Он едет, пытается обогнать... Встречная врезается и убивает его жену, – вспоминает Юрий Иванович.
В 91 году распался СССР. Провозгласили принцип: что не запрещено, то разрешено, рубль стал конвертируемым и машины можно было ввозить легко, чем стали пользоваться все, кому не лень.
– Мой сын, будучи курсантом ДВВИМУ, во время первой летней практики побывал в Японии и купил машину за 20 долларов. Сколько ему было? 17 лет. Прав нет, а машина есть, – вспоминает Юрий Иванович.
Позже капитаны стали возить машины через курсантов, потому что с них не брали пошлины. Сын Юрия Ивановича однажды вывез 30 машин.
Юрий Трифонов скептически относится к правому рулю, его вердикт таков: «Я за японские авто, но против правого руля».
– Я был много раз в командировке на Горьковском заводе. И сегодня этот завод стоит – машины брать не хотят. Потому что достали всех браком! Я и не знаю, как надо напоить человека, чтобы он сел за руль этого пылесоса.Трезвый скажет: «Ездите сами на своих «Жигулях», «Москвичах» и «Волгах», – подытоживает Юрий Трифонов.
Анастасия ПОПОВА.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: