Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (823) от 24 декабря 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Иконоборчество Третьяковки и РПЦ

Надежда Алисимчик

Между Третьяковкой и РПЦ разгорелись настоящие страсти «христовы». РПЦ почти за год до события, намеченного на 7 июля 2009 года, начала переговоры с Третьяковкой.

Служители культа попросили вывезти икону Андрея Рублева «Троица» из Третьяковской галереи для проведения праздничного богослужения в Троице-Сергиевой лавре в день Троицы – 7 июня 2009 года. В день 600-летия создания иконы Андреем Рублевым? Точной даты об этом не сохранилось. По одним источникам – это 1408 год, по другим – несколько позднее. Вероятно, РПЦ придерживается даты 1409 год.

Подобное событие уже имело место, когда в 90-е годы несколько раз для богослужений выдавалась икона «Владимирской Богоматери». В 1995 году она была доставлена для богослужения из Третьяковки в Успенский собор Кремля по случаю ее 600-летнего пребывания в Москве. Для этой иконы в столице был построен и сам Успенский собор. А сама «Владимирская» намного веков старше «Троицы».

Но с «Троицей» успешных переговоров не получается, и обе стороны вышли на тропу информационной войны.

ИКОНЫ ДЛЯ МОЛИТВ ИЛИ ДЛЯ КОММЕРЦИИ?

Собравшись на экспертный совет с участием искусствоведов и реставраторов, сотрудники Третьяковской галереи решили икону не отдавать, ссылаясь на то, что при транспортировке она погибнет. Заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Лев Лившиц отметил, что «в Троице-Сергиевой лавре чудовищный климат и иконостас Андрея Рублева стоит там весь черный. А пребывание «Троицы» в подобных условиях три дня может оказаться губительным».

В свою очередь, с требованием встать на сторону православия к министру культуры Александру Авдееву уже обратился ныне уже почивший патриарх Алексий II. В РПЦ считают, что иконы нужны в первую очередь для молитв.

Администрация РПЦ убеждена, что галерейщики лукавят. «Владимирская икона Божьей Матери» несколько раз вывозилась из Третьяковской галереи, хотя и считалась крайне хрупкой, – сказал пресс-секретарь Московского патриархата отец Владимир Вигилянский. – А между тем, когда-то хранительница уверяла меня, что икону нельзя перемещать со стенки на стенку». «Это удивительная принципиальность. Где были все эти люди и их учителя, когда церкви разграблялись, а иконами топили печи? Столь агрессивное сопротивление нашей просьбе аморально», – считает отец Вигилянский. По его мнению, Третьяковка считает себя монопольным распорядителем иконы, забывая, что, в первую очередь, это не предмет искусства, а православная святыня, предназначенная для отправления молитв.

НЕБЕСНАЯ ЖЕМЧУЖИНА

Напомню, что Андрей Рублев писал эту икону Никона во славу Преподобного Сергия Радонежского после кончины Преподобного. «Троица» была частью иконостаса Троицкого собора лавры. Иконостас был создан Рублевым совместно с Даниилом Черным и размещен над ракой Святителя в Троицком соборе. Троицкий собор впервые на Руси был основан Сергием Радонежским во славу Животворящей Троицы и положил начало Троице-Сергиевой лавры – духовному сердцу России.

Вынутая из иконостаса большевиками жемчужина иконостаса – «Троица» была передана в Третьяковскую галерею, а на ее место помещена копия.

Понять озабоченность сотрудников Третьяковки нетрудно, ведь они свой «иконостас» собирали при большевиках со всех храмов России. РПЦ может ему только завидовать, верующие россияне – повздыхать, а зарубежные туристы – валом валить в Третьяковку исключительно ради русских икон. Для них русские иконы – чудо из чудес. А уж такие, как «Владимирская Богоматерь» и «Троица» – вершины иконописи.

Стоит вспомнить, что «Троица» написана Андреем Рублевым в зачумленной Москве, измученной сражением с Ордой. Во времена, когда божественный резец Микеланджело Буонарроти еще не только не коснулся мрамора, еще и самого гения не было даже в пеленках, он родился лишь 70 лет спустя. А Леонардо да Винчи, который родился в 1452 году, написал «Джоконду» почти через 100 лет после «Троицы». Перечислять далее, кого и чего еще не было в те дни в просвещенной Европе, когда на Руси уже сияла «Троица» Рублева – шедевр, равного которому не было веками раньше, и нет веками позже?

«Троица» Рублева – одна из ипостасей лика России. Не напрасно исследователи этой жемчужины назвали ее «призывом к национальному единству русского народа». «Ибо воззрением на святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего».

Именно эта икона подарила великому художнику Николаю Рериху идею символа Знамени Мира – единства настоящего, прошлого и будущего в кольце вечности. Как известно, Знамя Мира, подобно Красному Кресту, призвано охранять культурные ценности во время вооруженных конфликтов. В гималайской экспедиции семья Рерихов открыла множество ипостасей вселенского символа Троицы.

Знают ценность «Троицы» Рублева и в РПЦ, и в Третьяковке. И рассудить их – дело не человеческое, а Божие.

Икона эта тем еще особенна, что она считается единственным личным творением Андрея Рублева, созданная им без помошников.

АППЕЛЯЦИИ К ВЛАСТИ

Деятелями искусств было направлено открытое письмо Президенту Д.А. Медведеву, Премьер-министру В.В. Путину.

В этом послании сообщается, что в Государственной Третьяковской Галерее состоялся расширенный реставрационный совет… Итогом совещания стало практически единодушно высказанное мнение, что, выдавая из Третьяковской галереи величайший шедевр мировой и отечественной художественной культуры, мы подвергнем его необоснованному риску.

Далее сообщается, что раз в год, на праздник Троицы, она с особыми предосторожностями перемещается в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где климатические условия идентичны тем, которые поддерживаются в музейных залах. Таким образом, в течение трех дней верующие имеют возможность поклониться иконе во время богослужения. Кроме того, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры находятся список с иконы, сделанный по заказу царя Бориса Годунова, и великолепная копия рублёвской «Троицы», исполненная в 1926-1928 годах выдающимися иконописцами-реставраторами и с точностью повторяющая оригинал.

В свою очередь почивший патриарх Алексий II призвал «встать на сторону православия» министра культуры Александра Авдеева. Однако министр пока воздерживается от ответа. Никакой официальной бумаги в ГТГ о перемещении иконы из Министерства культуры еще не поступало.

Напомним, что Икона «Троицы» была конфискована из Троице-Сергиевой Лавры и сначала помещена в музей Троице-Сергиевой Лавры, а в 1929 году передана в Третьяковскую галерею. В связи с чем пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский считает, что икону у РПЦ МП «украла» советская власть. А краденое нужно возвращать. Иначе музейщиков нужно отлучить от церкви: «В некоторых музеях хранятся, например, богослужебные сосуды. Это подпадает под отлучение от церкви. Существуют постановления Вселенских соборов, согласно которым тот, кто крадет, продает или хранит церковные сосуды, подлежит анафеме. Эти постановления еще никто не отменял».

В результате, обвиненные в хранении краденного, находящиеся в преданафематном состоянии музейщики обиделись. А их сторонники в СМИ ответили церковникам по принципу «сами такие». Приведя в доказательство, что «нынешние деятели Московской патриархии (например, митрополит Кирилл (Гундяев) при Советском союзе вполне успешно сотрудничали с партийной номенклатурой. А сама РПЦ участвует в банковской деятельности и недавно попросила государственной поддержки в условиях наступающего кризиса…

КЕСАРЮ КЕСАРЕВО

По крылатому выражению Николая Рериха, картины пишутся для одухотворения стен. Будут ли эти стены музейными или частными, художник не знает заранее.

Икона «Троица» Андрея Рублева написана для иконостаса Троицкого собора лавры и находилась там пять веков. Иконостасы – сердце храма. Успенский собор построен для «Владимирской Богоматери», иконы еще более древней, чем «Троица».

Что дом этим святыням – стерильный музей или намоленый храм?

Где сокровища наши, там и сердца наши.

Где сегодня сердца наши? Опять на торгах?

Надежда Алисимчик


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100