Политика
Приморье взбунтовалось
Виктория Рябова
Правительство послало народ на..,
народ пошел дальше
Такой масштабной акции протеста Приморье не видело давно. В минувшее воскресенье волна народного протеста буквально парализовала все движение во Владивостоке, а также подъездные пути к аэропорту.
Многотысячная колонна автомобилистов из тихоокеанской столицы России усилилась протестующими из Находки, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Партизанска и Артема.
В то время, как одна группа митинговала возле аэропорта, о чем было указано в планах организаторов, во Владивостоке возникло стихийное шествие, которое перекрыло Некрасовский путепровод. Ни выехать из города, ни въехать было практически невозможно. Автобусы и троллейбусы, припаркованные по обочинам, и массовое шествие народного протеста – таким был этот воскресный день, когда терпению дальневосточников пришел конец.
По самым скромным подсчетам, в акции протеста приняли участие от 5 до 8 тысяч человек. Добычей милиции стали 15 человек на Некрасовском путепроводе и 11 у аэропорта.
«Мысленно с вами»
Предыдущая акция автопротеста, которая прошла 22 ноября, была практически не замечена власть имущими. Вернее, они знали, но телеканалы, снимавшие этот сюжет, ограничились 10-секундной видяхой. И дело не в журналистах, а в четкой указивке «сверху» - не показывать.
После той акции автодилеры и руководители автопредприятий собирались во ВГУЭСе, дабы решить, как жить дальше. Вроде бы написали письма протеста партийным едроссовским боссам, как местным, так и московским. Но последнюю надежду на справедливость у дальневосточников отобрали отцы-командиры, господа Путин и компания.
ВВП все-таки поставил подпись под документом, увеличивающим размер пошлин на ввоз иномарок старше 5 лет. Это было последней каплей. Сначала накалился Интернет. Народ и в хвост, и в гриву костерил правителей за такую заботу. Обозленные и лишенные надежды на будущее, без пяти минут безработные, подстегнутые перспективами всемирного экономического кризиса, на пятки которому, вдобавок наступает и продовольственный, приморцы решили провести обширную акцию протеста.
Были, конечно, и более радикальные предложения, типа, поджечь зеленую защитную сетку на здании крайадминистрации, публично «спалить на хрен» вазовский тазик, устроить баррикады, но страх быть обвиненными в экстремизме и хулиганстве стал тормозом.
Автодилеры, бывшие организаторами прошлой акции автопротеста и потом обвиненные в отстаивании своих узкопрофессиональных интересов, решили перейти в ранг обычных участников. В число организаторов вошла наша журналистка и главный редактор газеты «Криминальный поиск» Анастасия Загоруйко.
В мэрию была подана заявка на проведение митинга, но его запретили, и организаторы ограничились пикетом. Интернет-сообщество гудело. О предстоящей акции протеста говорили практически все радиостанции, информацию подхватили телеканалы и газеты.
К одиннадцати часам на Корабельную Набережную к памятнику С-56 стал активно подтягиваться народ, который шел и шел. Проезжавшие мимо автомобили гудели и визжали из клаксонов в знак поддержки демонстрантов.
Запретительные меры отцов города и края только еще сильнее накалили страсти. Организаторам запретили использовать микрофоны и звукоусиливающую аппаратуру, пришлось ограничиться обычным «матюгальником». К словам выступавших приходилось прислушиваться, но смысл был понятен. Его усилили плакаты и транспаранты с недвусмысленными надписями: «Путин, вы патриот на мерсе, пересядьте на Жигули», «Лада Калина не моя дровина», «Нет повышению пошлин. Да правому рулю».
Слово взял Виктор Федорович Васютин. Он сказал: «Я призывал вас не голосовать за едроссов? Что они сделали со мной, что они сделали с вами!» В ответ из толпы доносились выкрики: «Мы не выбирали едроссов, надо зажать Князева и спросить, как они победили?!» «Едроссы - партия власти мэров, губеров, но не народа».
Пришедших на пикет элдепеэровцев протестующие назвали голубыми и с позором изгнали, при этом потоптавшись на портрете лидера. Это всего лишь малая толика народного гнева, высказанная от всей души и выплеснувшаяся на бумагу и тряпку.
Пикетчики со всех сторон были оцеплены милицией. Я просто не могла удержаться от вопроса к стоявшим чуть поодаль старшим офицерам:
- Вы поддерживаете правительство?
- Нет, - ответили они, - мы мысленно с вами!
Во время пикета собирались подписи под протестом и раздавались своеобразные инструкции по применению. Акция протеста не ограничилась сборищем и сотрясением воздуха у С-56. Демонстранты разделились на две группы: одни поехали к аэропорту, а пешие участники стихийно двинулись на центральную площадь. Мы примкнули к первым и отправились в аэропорт. Что в это время происходило в городе, я узнала значительно позже из рассказов знакомых.
Едросская улыбка во всю медвежью пасть
Обычно в воскресный день на дорогах города пустынно, но этот день был особенным. Автомобили с плакатами и зажженными фарами устремились прочь из Владивостока. Отличительной чертой были также и желтые ленточки, повязанные на антенны. Их раздавали у С-56 во время пикета тем, кто продолжит акцию. Но на всех их не хватило.
Протестующих было много. И это создавало особое чувство единения. Движение по три машины в ряд замедлило свой ход у поста ГАИ на выезде. Далее все двигались плотным потоком до самого аэропорта. Через каждые пять метров протестантов встречали мобильные гаишники. Встречные машины шли также с горящими фарами и с гудящими «одобрямс», что означало: «мы мысленно с вами».
Уже на подъезде к Артемовскому посту ДПС колонну протестантов по встречке обогнал автобус, битком набитый омоновцами. Из открытого окна рядом идущей машины донеслось: «Менты...». Народ смекнул: «Эти дубинки предназначены нам. Будут разгонять». А в том, что и сажать тоже, подтвердил своим присутствием огромный серый «Урал» с решетками на окнах, обогнавший колонну на въезде в аэропорт. «Каталажка» - подумал народ.
Но ни одна машина не повернула обратно, все шли прямо, пусть даже и медленно. На подъезде к аэропорту по обе стороны от трассы были припаркованы автомобили присоединившихся к акции протеста из приморских городов и сел. Многотысячная колонна стала парковаться по несколько машин в ряд, и практически у въезда на площадь перед аэропортом поперек дороги вход загородили. Автомобилей было так много, что они растянулись на все пространство от въезда на несколько километров.
На акцию пригнали шикарно выглядевших, несмотря на свой внушительный возраст, представителей японского автопрома. Это великолепные «кроуняки» 1973 и 1976 годов выпуска. На борту темно-синего тридцатипятилетнего красавца «крауна» был плакат с надписью: «Тазы от Ваза, а вам в 2008 слабо?»
В толпе также были замечены старенькие рогатенькие «саньки», «короллы», «карины» и т.д. Мы из принципа тоже прибыли на «саньке» 1987 года выпуска. Рогатенький и невзрачный, он способен дать фору новым дорогущим Жигулям. Хозяин - Виталий Владимирович Мирянин - приобрел «саньку» совсем недавно для хозяйственных нужд, всего за 20 тысяч рублей, и весьма доволен своим механическим другом.
Бросив машины, народ двинулся к площади возле аэропорта. Я присоединилась к двум дамам. Они наравне с мужчинами водят авто и считают себя полноценными водителями. Женщины ехали из Уссурийска и решили присоединиться к протестантам.
- Я встретила колонну, и у меня навернулись слезы, - сказала одна из них, та, что была постарше. - Почему? Мне стало страшно за будущее, за себя, за своих детей. Ведь это безработица. Да еще этот экономический кризис, будь он неладен!
Услышав наш разговор, проходивший мимо мужчина бросил нам несколько фраз: «Они совсем обнаглели. Повышение пошлин - это еще не предел, они там решили запретить продавать бэушные сотики! Они нас лишают всех прав - права выбора, права собственности! Из нас делают быдло!»
И тут в поле моей видимости попал плакат, прикрепленный к боковому стеклу стоящего у обочины «японца». На нем на переднем плане красовались Путин с Медведевым. Их рты были открыты, обнажая острые, как кинжалы, зубы. Они улыбались народу во весь «медвежий» оскал. В середине между сладкой парочкой красовался жуткий и злой медведь с такими же острыми клыками во всю плотоядную пасть. На другом авто – плакат с медвежьей символикой, а под ним надпись: «Медведей - в Бобруйск». На следующем: «Приморские депутаты - московские подстилки!»
У нас отобрали свободу и заработок
Возле аэропорта пикетчиков уже ждало оцепление. На место прибыло два автобуса с ОМОНом и тот самый серый и страшный «Урал».
Головная часть участников протеста стихийно, не дожидаясь организаторов из Владивостока (они еще были в пути со значительной частью протестующих), подогнали «датсун» и, отвалив борт кузова, сделали помост для выступлений.
Для начала усилителем был все тот же «матюгальник», но потом владельцы автомобиля каким-то образом провели от «датсуна» провод и сделали микрофон. Среди выступавших мне запомнился молодой человек. Он сказал:
- Мы из Находки, и мы уже безработные. Остались без работы и наши партнеры из Хабары и Новосибирска. Кстати, они тоже сегодня бастуют. Правительство на нас нагадило. Нашу акцию протеста эти п..ры в ноябре показали всего десять секунд. Зато показывают акции протеста каких-то мазуриков, которым наши проблемы по фигу. Они озабочены своим «нелегким» бытом. Сегодня мы приехали и настроены решительно, мы хотим показать, что мы не быдло, и мы тоже зубастые.
Из толпы в ответ доносилось: «Давайте отделимся от Москвы и создадим Дальневосточную республику. Путинское правительство в отставку! Даешь референдум! Фетисова сюда, зачем он приехал? Пусть посмотрит. Где центральные каналы, пусть покажут нормально акцию протеста! Мы не верим нашим депутатам».
Поступали предложения о самых решительных действиях. Предлагали сегодня и сейчас перекрыть ДВЖД и остаться возле аэропорта до вылета сенатора из Приморья в Москву. Протестующие не пустили на площадь рейсовые автобусы с авиапассажирами, и последним пришлось с сумками и баулами тащиться сквозь машины пешком.
На трибуне «датсуна» выступали все желающие. Первой слово взяла дама преклонных лет: «Почему мне на старости лет диктуют, на чем я должна ездить? Я не желаю покупать Жигули, чтобы с первых дней работать на запчасти!»
О девяностых присутствующим напомнил мужчина средних лет: «Вы помните, как нас кинули тогда? Мы были без работы. Мы сами нашли эту тему – автобизнес. Мы создали рабочие места, стали жить и зарабатывать. Теперь правительство опять нас «кинуло». Они нахватались «откатов» и теперь пытаются втюрить нам дерьмо. У нас отобрали свободу и заработок!»
В толпе появился какой-то ответственный или полуответственный работник то ли крайадминистрации, то ли мэрии. Он попытался что-то там сказать народу, но как только посыпались вопросы, съехал с темы за некомпетентностью.
Дежурившие стражи порядка дождались-таки своего часа. Один из выезжавших из пикета сцепился с милиционерами. Они его скоренько, взяв под белы ручки, спровадили в страшный «Урал».
Да, у ментов был тяжелый день. Этому способствовал погром, учиненный накануне в Спасске, агрессивный и решительный настрой приморцев. Народ вдохновился отважными и непримиримыми греками, которые, вступившись за убитого парня, довели ситуацию до самого настоявшего сопротивления. Власти Греции решили подать в отставку. «А нам слабо?» - кричал доведенный до последней точки кипения народ Приморья.
На месте пикета остались человек пятьдесят. Они разбили лагерь. Остальные двинулись по домам. Во Владивостоке, тем временем, организовалось стихийное шествие. Соседка рассказала, что на Покровском парке пытались что-то взорвать, но менты быстро среагировали и схватили нарушителей спокойствия. Было это около полудня.
Зато в 16 часов городское движение, начиная со Второй Речки и заканчивая где-то на Некрасовском путепроводе, встало колом. В этот же вечер практически правдивый сюжет о нашей акции протеста показали в новостях по 5 каналу. Других новостей в этот день не было.
Сми об акции протеста
На следующий день утро началось с “видяхи” на ПТР. Объективно и правдиво рассказали РЕНТВ, хорошо сделал сюжет Сергей Литус на канале «Лица». Но другие СМИ были под впечатлением грядущего увольнения и потому откровенно врали. И это не мое частное мнение, об этом говорят в интернете. Всемирная паутина стала настоящим источником подлинной информации.
- А ещё кто-то упрекал западную прессу в необъективности, у нас таже хрень. Хоть интернет ещё не подмяли;
- На РАМБЛЕРе прочитал новость о том что никаких пикетов в городе Владивостоке нет, в митинге принимало участие около 200 человек. ВОТ ВАМ И ДЕМОКРАТИЯ!;
- Конструктивного диалога с властями не получилось. Мялись, давили на сознательность и НАГЛО ВРАЛИ, что Москва нас услышала. Теперь идет банальная информационная блокада и манипуляция сознанием.
- Сперва СМИ мимоходом сказали про пикет у подлодки — и это было правдой. Потом, что днем народ разошелся — и это тоже было правдой, народ разошелся… от подлодки. Потом про 200 человек. Потом, что были пьяные и буйные, потом скажут, что ВСЕ были пьяные отморозки, купленные барыгами с Зеленого угла. И в итоге попытаются представить, будто сотня каких-то обдолбленных уродов с воплями кидалась на ментов и мешала жить целому городу;
- Комменты Пушкарева и Костенко (он бухой? По ходу еле языком двигает) по отв показывают!!! Ребята, Чуркин (район города - Ред.) с вами!! вперед!
- Ждем следующие репортажи с центральных каналов:
ОРТ. 14 декабря 2008 г. Владивосток. Несмотря на заявление нескольких автодилеров, массовых акций протеста во Владивостоке не наблюдалось. Автомобилисты Владивостока с пониманием отнеслись к постановлению правительства о повышениях пошлин на ввоз иномарок.
РТР. 14 декабря 2008 г. Владивосток. К большому удивлению представителей СМИ, минувшее воскресение во Владивостоке выдалось спокойным. Многие автомобилисты выразили своё согласие с политикой, проводимой нынешним правительством. Автодилеры заявили, что готовы переориентировать свой бизнес на отечественные автомобили.
НТВ. 14 декабря 2008 г. Владивосток. Во Владивостоке прошла запланированная акция. Люди выразили свою обеспокоенность тем, что пошлины повышают, а автосалона Лады Калины в городе до сих пор нет. У людей просто нет другой альтернативы. Прозвучали следующие лозунги: Путин молодец! Даешь Ладу вместо правых рулей! Я хочу ездить на Волге, вместо Крауна!
По улицам Фетисова возили
Сенатор от Приморья известный хоккеист Вячеслав Фетисов остался доволен своей поездкой по краю. Он отметил, что по поводу вчерашней акции уже был разговор с руководством Высшего Совета, общался с влиятельными членами партии, все они озабочены ситуацией в Приморье и настроем жителей края.
«Мы должны разобраться более конкретно с тем, что предлагают активисты движения, и принять правильное решение», - подвел итог Вячеслав Фетисов.
Между тем, госдумовцы озабочены более актуальной проблемой - как реально и без мороки “заколбасить” народ. Они решают на высоком уровне, быть или не быть эвтаназии. Да, это, пожалуй, самое радикальное решение всех проблем...
Виктория Рябова, Фото Галины СМАКОТА
Другие статьи номера в рубрике Политика: