Вселенная
Скоморохи нам нужны!
Маргарита Пархоменко
Обидно до горьких слёз, что, как правило, высшим признанием таланта в России являются не международные награды, но травля или замалчивание. Вы знаете художника – карикатуриста Вячеслава Сысоева? Нет? И я не знала, пока не пришла ко мне информация о нём из парижских газет. Сысоева вытравили-таки за границу.
Слава родился в Москве в 1937 году. В школе баловался рисованием, потом бросил и занялся живописью всерьёз с 1960 года. И это не вписывалось в официальные стандарты.
В дни полуофициальной выставки в Доме культуры на ВДНХ Сысоев выставил сатирические портреты председателя Мао. “Искусствоведы в штатском” расценили, видимо, это как аллюзию на советских руководителей и изъяли портреты из экспозиции. Об этом оповестило наших слушателей китайское радио на русском языке. Сообщалось: “Советский художник Вячеслав Сысоев за любовь к Мао подвергается преследованиям, его картины запрещают показывать простому народу”. Тогда власти были вынуждены показать “Кормчего” китайцам. Тут уж радио Китая смутилось и примолкло.
А потом в творчество Сысоева вошёл лубок. Это чисто русское явление. Раскрашенные картинки нравоучительного смысла некогда висели в деревнях, в трактирах. И предназначались они для простонародья. То есть лубок, рассказ в картинках, предвосхитил комиксы.
Сысоева считают первым в Советском Союзе рисовальщиком комиксов и последним в России рисовальщиком лубков.
Героями его работ были художники-неформалы: в небесах милицейские “ангелы мщения” гонялись за юркими “чертями” - художниками с мольбертами. Эти картинки вдохновили русскую писательницу Киру Сапгир, живущую в Париже. Ей в этих лубках открылась “душа скомороха”. Появились её “патриотические лубки” на современные темы - о русской водке, о бане, об интеллигенции и русских парижанах. Сысоев оформил их своими лубочными картинками, а во Франции их блестяще перевёл на французский переводчик Синявского и Солженицына Луи Мартинез. Художнику это грозило арестом, и 4 года он скрывался. И всё-таки за ним пришли. Последовал суд - и два года холмогорских лагерей, которые он получил в 1983 году, “за изготовление и распространение порнографических изображений”.
В его рисунках был целый мир той эпохи, увиденной в упор. Целый мир болванов, у которых головы-то нет. Вместо неё чугунная болванка.
Жизнь, однако, в болванах бьет гаечным ключом и всё по чугунной башке. Болван сам нажимает кнопку на пульте, а над ним огромная болванка-гильотина. Или - “Страшный суд”. Труба воззвала. Из гробов восстают болваны. Как бы парафраз из Салтыкова-Щедрина.
Такого не бывает! Всё художник выдумал. И Сысоев соглашался: “Конечно, всё выдумал! Где это видано, что бы ваяли статуи болванов?”.
В СССР с 1970-х годов росло движение за свободу творчества, самовыражение, за контакт со зрителем без цензурных рамок. Оно получило название “нонконформизма”. Осенью 1974 года во имя этого вышли художники в дождь, в слякоть, на неприглядный пустырь. Вот тут-то и произошло столкновение людей и болванов. В атаку на искусство неформального направления были брошены бульдозеры. Болваны стали давить бульдозерами картины. Но люди не были сломлены. У них были воля и мужество.
С арестом Сысоева дубинноголовое начальство добилось обратного результата. После того, как позорная история получила огласку, на Западе поднялась настоящая буря. Арестованного художника взяла под защиту мировая общественность. Под стенами советского посольства - бетонного “бункера” на парижском бульваре Ланн - бушевали демонстрации. Французы и эмигранты из СССР скандировали: “Свободу искусству!”.
Отдновременно в Париже по-французски вышла книга В. Сысоева “Ходите тихо, говорите тихо!”. В честь её выхода лучшие карикатуристы Франции сделали по рисунку, которые были выставлены вместе с карикатурами самого мастера.
Отрубив два года “от звонка до звонка”, не помилованный режимом, в перестроечном 1989-м Вячеслав Сысоев с женой Ларисой эмигрировал в Германию.
В 2004 году книга “Ходите тихо, говорите тихо!” вышла в России, в издательстве НЛО.
Кира Сапгир писала: “Рисованные истории Славы Сысоева “на злобу дня” были извечным балаганом на ярмарочной площади, где верещит Петрушка, бьет чёрта, а чёрт лупит городового, а люди хохочут, смущая власти, что изначально скоморохов не любят и боятся.
Так было и при “Вовке-морковке”, и при “Хозяине”, и при “Царе-Никитке”, и при “Лёньке Бровастом”. Да ведь в государстве Российском ещё с времён “тишайшего” царя Алексея Михайловича “скоморохам за ёрничество языки вырывали и батогами били нещадно”.
А в иных государствах к слову шутов прислушивались.
Маргарита Пархоменко (по материалам французских газет).
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: