Вселенная
Поганая молодежь дождалась
Л. Козлов
Последние дни осени взбудоражили владивостокских неформалов невероятным слухом: в городе нежданно нарисовался легендарный панк-рокер Егор ЛЕТОВ сотоварищи.
Исполнитель шлягеров про поганую молодежь, малиновых девочек, усохшего дедушку Ленина и других представителей человеческой фауны первоначально планировал выступить в ДОФе, но в последний момент концерт был перенесен в более подходящий для таких экстремальных увеселений клуб «BSB».
Егор ЛЕТОВ и группа «Гражданская оборона» - яркий и неординарный феномен российской художественной культуры. Упоминания о нем в средствах массовой информации чрезвычайно редки, но, при этом, в любом приличном музыкальном магазине лежит с десяток его альбомов, а интернет кишит сайтами летовских фанатов. Поэтому население России состоит, в основном, из тех, кто о «Гражданской обороне» не знает ничего, и тех, кто является ее горячим поклонником.
Влияние Егора ЛЕТОВА на молодые контркультурные таланты сейчас чрезвычайно велико. Например, по поводу моих собственных попыток музыкального сочинительства друзья говорили: «Хорошо, что у тебя не похоже на ЛЕТОВА, а то и так все подряд под него косят». По мнению авторитетного специалиста по неформальным движениям Александра ТАРАСОВА, представить себе панка, не слушающего ЛЕТОВА, вообще невозможно.
Свой творческий путь Егор ЛЕТОВ, уроженец города Омска, начал в начале 80-х. Юношеский коллектив «Посев», преобразованный позднее в «Гражданскую оборону», своим панк-творчеством в духе анархии и жесткой критики советской системы привлек внимание соответствующих органов. В результате вплоть до распада СССР история «Гражданской обороны» была сопряжена с психушками, насильственным забритием в армейские ряды и постоянными скитаниями подальше от глаз КГБ.
Несмотря на подобные трудности, именно в этот период Егор ЛЕТОВ работал наиболее плодотворно. Известность он приобрел весной 1987 г. своим выступлением на Новосибирском рок-фестивале, на который советские чиновники необдуманно дали согласие. Кроме того, при поддержке соратников один за другим из его квартиры выходили самодельные альбомы, заслужившие необыкновенную популярность среди перестроечных неформалов своей ураганной экспрессией и талантливым слогом.
Несколько раз группа распадалась. В постсоветской России ЛЕТОВ из музыки ударился в политику, совершив в своих взглядах кульбит на 180 градусов. Переход под красно-коричневые знамена оттолкнул от него многих прежних поклонников, но на фоне издержек «дикого капитализма», в целом, популярности не убавил.
После октябрьских беспорядков 1993 г. в Москве «Гражданская оборона» выпустила еще два альбома - «Невыносимая легкость бытия» и «Солнцеворот» - и с тех пор новыми сочинениями публику не балует. Впрочем, и прежних написано выше крыши.
Нынешнее явление «Гражданской обороны» во Владивостоке, по достоверным слухам, произошло чисто случайно и связано все с той же политической активностью Егора: изначально предполагались гастроли на Сахалин и Камчатку в рамках предвыборной кампании коммунистической партии. Но уполномоченный встречать группу прокутил все деньги, предназначавшиеся музыкантам, и залег в вытрезвителе. Поэтому вместо пересадки на сахалинский самолет «оборонцы» застряли в столице Приморья без гонораров и без денег на обратную дорогу на свою базу в Новосибирск.
Подтверждает эту информацию отсутствие какой-либо рекламы концерта. Впрочем, даже пары листков, расклеенных по городу, оказалось достаточно, чтобы владивостокские любители панк-рока забили небольшой клуб. Возможно, 500-рублевые билеты привели к тому, что в «BSB» немало собралось солидной публики, явно вышедшей из возраста школьников и студентов, которые обычно считаются основным контингентом поклонников «Обороны».
Перед выступлением поговорил со знакомыми, опытными неформалами Ванесом и Дзюбером:
- Что для вас представляет концерт ЛЕТОВА?
- ЛЕТОВ первый раз во Владивостоке. Мы ждали этого всю жизнь! У него есть в одной песне строчка про «слово страшное Патриса». А мы сами с улицы Патриса Лумумбы, поэтому знали, что когда-нибудь это обязательно произойдет!
- Цены какие-то непанковские?
- Да уж, пришлось срочно искать товарища с деньгами: «Товарищ, типа, хочешь сходить на концерт?» А он раньше и не знал, что такое – «Гражданская оборона».
- Много в городе любителей «Г.О.»?
- Немало. Как правило, это выясняется на вечеринках, когда на третьем-четвертом литре пива все начинают петь их песни.
- Во Владивостоке молодежь из рока, в основном, предпочитает «металл» и т.п. Как это согласуется с «оборонными» пристрастиями?
- Действительно, играют практически один «металл», а «Оборону» только слушают. Во Владивостоке непопулярно делать социальные песни. Будут слушать про выпивку, траву, секс, море... Молодежь у нас аполитична, а панк-рок, в первую очередь, - музыка социального протеста.
До уровня классического лондонского панк-концерта конца 70-х атмосфера, конечно, не дотягивала, да и зеленоволосых субъектов в исколотых булавками куртках в зале не наблюдалось. Однако наиболее активные «оборонцы» постоянно устраивали перед сценой приличные пого (попрыгушки) и слэм (завал), так что секьюрити пару раз пришлось выводить особо разгоряченных фэнов.
Само выступление ЛЕТОВА прошло на ура. Мэтр русского панк-движения не тратил времени на трогательные разговоры с народом, а вместо этого выдал ударную порцию своих суровых хитов, включая даже «Все идет по плану», который его поклонники устали петь на своих вечеринках. ЛЕТОВ, специалист по средним частотам, зарядил так, что весь следующий день у присутствовавших на выступлении звенело в ушах.
Леонид КОЗЛОВ.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: