Экономика
Это чьей же заботой захлебнулся народ?
Ирина ГРЕБНЁВА
В 1999 году об угрозе затопления жителей Владивостока специалисты водоканализационного хозяйства города кричали во весь голос.
7 июня 1999 года «ВКХ юга Приморья» направляет письмо и.о. мэра Владивостока Ю.М. Копылову:
«Администрация КГУП «ВКХ юга Приморья» крайне озабочена состоянием русел рек Богатая и Пионерская. Русла этих рек на всем протяжении от водосливных каналов гидроузлов до места впаденийя в Амурский залив захламлены бытовыми отходами, разросшимися деревьями и кустарником.
Данное обстоятельство... может привести к тяжелым последствиям. В результате интенсивных ливневых осадков, в целях предотвращения разрушения плотин Богатинского и Пионерского водохранилищ наше предприятие будет вынуждено производить технические пропуски излишков воды через водосбросные устройства плотины. При интенсивной захламленности русел рек Богатая и Пионерская возникнет высокая вероятность образования заторов и угроза наводнения, в зоне которого окажется территория с населением более 5 тысяч человек, а также железнодорожная магистраль, автострада и производственные предприятия.
В опасном районе русла реки Богатой находятся многочисленные садоводческие товарищества, жилые дома и предприятия, руководство которыми осуществляется администрацией Советского района г. Владивостока. Главе администрации г-ну Курбатову В.В. лично вручено уведомление о грозящей опасности наводнения, с предложением немедленно организовать необходимые работы по расчистке русла этой реки. Прошла неделя, но никакого ответа нет. Время не терпит проволочки в этом важном деле.
Прошу Вас, пользуясь властью руководителя города..., принять необходимые меры по устранению опасности наводнения.
Генеральный директор КГУП «ВКХ юга Приморья» Ломаев С.А.»
Этот крик так и не был услышан не только в течение недели, но даже через год. В 2000 году всё, о чём кричали водоканальщики, случилось. И что? Да ничего! Как были речки загажены и запущены, так всё и осталось.
На следующий год к голосу специалистов присоединились жители. 3 августа 2001 года они пишут в думу Владивостока:
«... В течение многих лет по несколько раз в год нас, жителей Седанки, постоянно затапливает. И не только во время тайфунов, но и сильных проливных дождей.
Прошлой осенью мы остались на зиму не только без овощей, но продолжаем жить в неотремонтированных квартирах, зараженных грибком. Куда мы только ни обращались - одни обещания. В прошлом году все написали заявления, чтобы помогли отремонтировать то, что загублено тайфунами, но... выдали гуманитарную помощь - по 2 кг риса.
Вчера, 27 июня повторилась старая история - во время дождя огромный поток ринулся на дорогу, и вода пошла по дворам и огородам. Затоплены и заполнены глиной все посадки. Хотим спросить у Копылова, до каких пор это будет продолжаться? Если и сейчас не примут меры, мы вынуждены будем требовать Копылова в отставку. Нам надоело унижаться, ходить, просить. Страдают все жильцы».
Письмо подписали Куликова В.Я., Чурсин В.Г., Петрова И.М. и многие другие. Не знаю, надеялись ли они на успех, но через четыре дня произошел новый сброс воды водохранилища. Вода затопила не только проблески надежды, но и все, что было у этих людей. Рассказывает Валентина Яковлевна Куликова:
«7 августа мне позвонила Светлана Васильевна Ткачук, предупредила, что плохой прогноз погоды. Потом позвонила Зарецкая, попросила телефон МЧС. До МЧС не дозвонились, а районная администрация заявила: «Мы не занимаемся этим!» До обеда 7 августа вода вдруг мгновенно поднялась до колен. Она бушевала, срывала пол, двери погреба заплыли в зал, а холодильник упал в погреб. Стали выбираться, но дверь заклинило напором воды и плавающей на веранде мебелью. Когда выбралась из квартиры, вода по грудь, стремительное течение сбивает с ног. Ребенок на плечах оказался без сапог - унесло. С трудом добрались до дороги и сели в автобус».
Уже дома они услышали по радио: «Жители Седанки, потерпите. Вас немного подтопит!» А люди даже жизни потеряли на «Спутнике!». Дедушку одного инсульт хватил - до сих пор парализован. Вода стояла на 1 метр 20 см в квартирах и на 1 метр 80 см во дворах в течение 11 суток. Некоторые так и сидели всё это время без пищи.
Уголовное дело по этому затоплению пыталось обвинить в происшедшем «юга Приморья». Кое-кому это предприятие даже успело выплатить компенсацию. Однако спохватились и доказали, что всё делали строго по инструкции.
Тогда следствие обратилось в институт «Дальводпроект» за экспертизой. Экспетрты выдали документ, что виновата администрация города. Вот тогда все и застопорилось. Уголовное дело закрыли, а гражданский суд экспертизу «Дальводпроекта» не признаёт. Может, ждут, когда и вовсе всех утопят? Речки-то так и стоят загаженные.
А может, специально топят людей? Небось, деньги выделяет государство за разгул стихии? Откуда ж им там знать, что здесь не столько стихии, сколько головотяпства? А на что деньги тратят? Если на выборы, то берегись, народ. Скоро снова будем мэра избирать...
Ирина ГРЕБНЕВА.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: