Вселенная
Экопоселенец
Ирина ГРЕБНЁВА
Движение «Звенящие кедры России» организовывает экопоселения. Все они только в стадии становления, но одна семья уже обустроила своё родовое поместье. С главой семейства - ФАДИНЫМ Владимиром Сергеевичем - беседует корреспондент «АВ» Ирина Гребнёва.
- Наше движение в Приморье существует четыре года. И в этом году официально будет открыто экопоселение, согласно международным нормам. Но то, что было уже давно организовано за рубежом - здесь будет не так. Для нас, бывших советских, их ошибки очевидны. И общая тенденция: как только появлялось экопоселение, его уничтожали.
- Почему?
- Это не нравилось всем правителям. Это пример правильной жизни по законам Человека.
- И всё же вы опять нацелились на экопоселение в Чугуевском районе. Сколько вас уезжает туда?
- Идёт пока ещё разведка: колышки вбивают, палатки ставят, плату вносят...
- Так у них платная земля?
- Нет, земля бесплатно. Платят лишь за оформление поселения. Так и у нас в Анучинском районе поселение готовилось ещё с 1997 года. Было около 37 семей.
- Что вам помешало, почему вы там не обосновались?
- Обосновались. Живём пятый год.
- Тоже взяли по гектару?
- Нам сказали: берите, сколько хотите. Мы с женой и взяли на двоих гектар. Лес, ручей с чистой водой, лужайки, поляны. Разработали огород 20 соток. Там можно посадить 500 деревьев. Это огромный сад, на одном гектаре!
- Сколько вас в этом поселении?
- Сейчас мы живём только вдвоём с женой.
- Остальные все ушли?
- Желающих проверяют на способность. Так хотели, что слёзы лили. А жизнь их тёрла, тёрла, пока совсем не уехали. Но это был 97-й год. А подлинный переворот эволюционный почувствовали люди в 1998-м - 99-м годах.
- Что не смогли выдержать они, но выдержали Вы?
- У меня большой опыт экспедиционной работы. Все неудобства начального поселения мы уже проходили неоднократно. У горожан этого опыта нет, нужно много лет, чтобы его пройти. У деревенских тоже нет опыта культурного поселения. У них начинается дикость. Я предложил поселенцам свои услуги, как бы завхоза. Главное - насадить дикий сад.
- Но ещё и дома строить!
- Это несложно. Дом можно приобрести готовый, сюда перевезти и собрать. Но когда мы стали обустраиваться, выяснилось, что у многих был совсем другой интерес. Не сад, не приобретение знаний по программе «Звенящие кедры России». Всех держит одно: неспособность выдержать тряску.
- Какую тряску?
- Когда вы начинаете выезжать из города, то возникает нечто, что вас держало, но вы не видели. Вам дадут вдруг новую работу, более выгодную, заболеют какие-то родственники сильно, и вы уже задерживаетесь. Это нужно перескочить, оторвать. Это целая наука - как уйти из мира, оставаясь в мире.
- Вы живёте в деревне?
- С краешку очень маленькой деревни Ясная Поляна. Сейчас мы видим, как возрос интерес к экопоселениям. Ещё не сошёл снег, когда люди поехали в разведку. Всё делается централизованно, под руководством организации «Звенящие кедры России». И я стал приезжать к своим единомышленникам, делиться опытом. Люди должны знать, какие у них возникнут препятствия, быть готовыми их преодолеть.
- То, что из 37 семей осталась только одна, это весьма показательно. В связи с этим мне вспоминается одна публикация, как на заре перестройки из города выехала молодая семья, построились, завели хозяйство и зажили на широкую ногу. Как в этом отношении собирается жить экопоселение? Будут ли они заниматься животноводством, овощеводством, торговать своими продуктами? Может быть даже какое-то перерабатывающее производство, которых у нас сейчас так не хватает? Или же они хотят остаться глубокими интеллигентами, как многие москвичи: посадят грядку клубники для души, и приезжают просто отдохнуть на природе?
- Как любой журналист, вы задаёте вопрос, в котором сразу как бы однозначен ответ: мы обязаны заниматься своим хозяйством, чтобы иметь прибыль. Да, это так. Это запланировано, это необходимо, чтобы выжить. И доказать одновременно другим, среди которых они распространяют свои знания. Существуют методы земледелия, которые создают самые благоприятные условия для растений. Например, М-технология. Микробы, которые дружественно относятся к нам, очень заботятся о нас. Они знают прогноз погоды и обязательно запасают влагу. Лопатой почти не работаем, в основном тяпочкой или плоскорезом. Делаем пространство жизненное, своё, очищенное. Бактерии перерабатывают свет и наши хозяйственные отходы.
- То есть вы не пользуетесь ни удобрениями, ни пестицидами?
- У нас только зола и компост, который мы делаем из хозяйственных отходов.
- Если вы собираете много семей вместе, то могут быть разногласия. Одна семья захочет развести коров, другая разводить кур. Есть ли у вас правила, которые обязаны соблюдать все семьи? Чем отличается экопоселение от обычной деревни?
- Правила есть, и соблюдать их обязана каждая семья. Необходима дисциплина. Мы разделяем свою программу как бы на два дела. Одно дело - ведение хозяйства, другое дело - духовное совершенствование. Как только мы знакомимся, сразу задаём условия: мы будем иметь только по одному поросёнку, по две козы и так далее. Потому что два поросёнка - уже будет запах. А мы с соседями живём. Если вы согласны, то пожалуйста. И у нас идёт духовное развитие. Согласны ли вы учиться тому, тому, тому?..
- То есть у вас своя программа обучения? Вы учите взрослых?
- Не учим. Все взрослые уже грамотные, способны сами освоить все науки. Мы просто напоминаем элементарные Человеческие нормы жизни.
- Судя по всему, вы нацеливаете своё хозяйство более на растительную пищу, нежели животную. Кедры, например, из которых можно делать масло. Как вы организовываете свою жизнь, чтобы оставаться Человеком?
- Больше всего мы, конечно, занимаемся растительной пищей, потому что животных если разводить, то их надо убивать. И большинство людей, которые связаны с высокой религией, не любят убивать. Стада и животноводческие фермы не входят в экопоселения нигде. Наша цель - обеспечить себя на природе. Но не в отрыве от города. Мы производим излишек продукции, держим контакт с городом и отдаём их взамен на другие продукты. Я не могу произвести масло, соль, сахар.
- Ну, если вас будет много, наверно и производство хотя бы масла можно будет наладить.
- Всё это в проекте. Но любое поселение начинается с двух-трёх домиков. Сейчас мы объединяемся и помогаем друг другу.
- Подразумеваете ли вы иметь в своих домах компьютеры, телевизоры и другие средства современной цивилизации?
- Мы будем иметь всё, вплоть до космических ракет. Всё, что будет помогать нашему образу жизни. Всё должно быть так, как просит ваша душа. Если она захотела съесть поросёнка, пожалуйста, покупайте и ешьте. Я занимался древней медициной и знаю, что человеку требуется разнообразное питание. Кстати, вся деревня удивляется, как мы живём. Огород - всего лишь 20 соток. Сад только растёт. На охоту мы не ходим, не браконьерствуем. На что мы живём?
- А где вы деньги берёте?
- Никто не верит, что с одной грядочки на огороде, 3 на 4 метра, человек может полностью существовать. А чтобы делать запасы на зиму, нужна ещё одна такая грядочка. В деревнях не умеют выращивать хороший урожай. А кто умеет, тому завидуют, стараются убрать. В том числе и нас. Кто же любит хорошие примеры?
Мы выращиваем урожай для себя, и ещё хватило бы на две семьи. Деньги выручать не получается пока. Обмениваемся товарами по бартеру. Хотя продукция наша очень хорошая и очень здоровая. Но это лишь начало любого экопоселения. В плане много чего: мастерские, собственная электростанция, даже собственный аэродром.
- Не кажется ли Вам, что многие экопоселения были разогнаны из-за своей оторванности от мира. Планируете ли вы наладить хорошую связь, войти в Интернет?
- Всё это предусмотрено. Мы не хиппи и не сектанты. Всё у нас академически грамотно и инженерно продумано. Компьютер есть, и готовится система связи по всей стране, так называемая система безопасности.
- Вас не удивляет, что новая партия поселенцев решила обосноваться в Чугуевке, а не возле Вас? Не получится ли здесь раздрай?
- Все происходит так, как советует Анастасия. Они поехали в разведку и нашли то, что просит их душа.
- А Вы хотите увеличить своё поселение, Вы приглашаете к себе соратников?
- Приглашаем. Непременно. Остаётся лишь уведомить власти, чтобы они не мешали.
- Мегре писал о неком богатом бизнесмене, который купил хороший дом умелой селянке и даже зарплату ей платил, чтобы она снабжала его всегда свежайшими продуктами прямо с грядки. Возможно ли у вас такое сотрудничество с новыми капиталистами?
- За рубежом такое давно есть. Будет и у нас, только намного лучше. У нас очень ценная продукция. Мы знаем много секретов, как её делать. И мы постоянно совершенствуемся в засолке и консервировании. Я, например, умею делать хорошее вино из наших дальневосточных ягод. Цены на домашнее вино от экопоселения в Канаде - от 30 до 100 долларов. И едут туда, в очередь становятся. Я слышал о канадских поселениях, они живут и работают очень дружно. Одни лес рубят, другие виноград выращивают, третьи вино делают. И всё у них есть. Животных должно быть столько, чтобы не зависеть от них.
- Если какая-то семья захочет поселиться возле Вас, Вы ей сможете помочь?
- Конечно.
- Какие достижения цивилизации Вы уже перенесли в свой дом? Есть ли у вас тёплый туалет, ванна?
- У нас не один туалет, а два - мужской и женский. Они аккуратно встроены в комплекс, нет во дворе торчащего «скворечника». Когда наши гости узнают, что два туалета, сначала говорят: «Ой», а потом: «Как хорошо!» Туалет у нас компостный, и запаха от него никогда нет. Летом даже аромат хороший, травка специальная посажена возле. С комнатой гигиены пока проблема, потому что всё прошедшее время мы занимались обустройством пространства сада. Вот теперь займёмся вплотную домом. Как сделать в доме сауну (не баню, а именно сауну с сухим паром) - много литературы. Ещё в 13-м веке уже существовали бассейны с подогревом, куда вся деревня лезет купаться. Так что всё у нас будет - и сауна, и бассейн.
- Вы так хорошо обустраиваете своё родовое поместье, затратите много сил и энергии. Есть ли у Вас надежда, что когда Вы состаритесь, оно не будет заброшено и туда придут Ваши дети?
- Не просто надежда, а надежда осознания. Родовое поместье делается не одним поколением, и мои дети никуда не денутся, они всегда с нами, хотя и живут сейчас в городе.
- Вот приедут к Вам молодые поселенцы с детьми. Как Вы им обеспечите образование?
- Они будут работать и заниматься по тем же учебникам, что и в обычной школе.
- То есть самообразование?
- Дефицита в преподавателях нет, в нашем поселении они всегда найдутся. И вместе с нами они будут постигать общую науку - «Звенящие кедры России». Ведь кедры - это не просто вечнозелёные растения, они самые настоящие медицинские препараты.
- Куда обращаться тем людям, которые не находят своего применения в обыденной жизни и готовы хоть сейчас заняться обустройством родового поместья?
- Анучинский район, село Ясная Поляна, или Чугуевский район, село Ясное. Только не нужно ехать сразу после тайфуна. У нас прекрасная долина. В Чугуевском районе ещё больше долина, там могут много людей поселиться.
- Но деньги-то нужны для того, чтобы начать строить?
- Да, когда мы выезжали, мы продали свою городскую квартиру. Но нам ещё подарили дом и подарили машину, грузовичок. На год существования деньги обязательно нужны. Кроме того, порой приезжают гости, которые просто так, безвозмездно дают деньги. И очень скоро, может быть, возле нас поселятся настоящие богачи, банкиры. Они тоже заражаются нашими идеями.
- Спасибо за интервью, и я от всей души надеюсь, что скоро Ваше поместье обрастёт другими и станет настоящим экопоселением.
Фото Б. Андреева.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: