Земля-кормилица
Люпин на грядке - земля в порядке
Иван Замяткин
Иван Парфентьевич Замяткин - земледелец из п.Шушенское Красноярского края. Более 10 лет следует принципам органического земледелия. Особых успехов добился в использовании сидератов. Повысил содержание гумуса на своем участке с 2-3% до 8-10%.
В очень трудный по погодным условиям 2001 год добился следующей урожайности:
картофель - в среднем от куста - 4,5 кг, отдельные кусты - до 8 кг (с сотки - 1820 кг);
капуста сортов «Московская поздняя», «Краутман» - вилки до пуда (с сотки 1800 кг).
Как Иван Парфентьевич добивается богатырских урожаев, он обещал рассказать в отдельных статьях, а сегодня предлагает вниманию приморских земледельцев статью о люпине.
Нередко на полях хозяйств, в садах и огородах встречаются участки, обильно зарастающие хвощом, лютиками, крапивой, плотно заселенные проволочником. У дачников здесь бурно растут щавель, физалис, мята, но трудно удаются астра, репа, абрикос, вишня, лук, капуста, не растут донник, клевер красный... Здесь, как говорится, и в лабораторию ходить не надо: почва явно кислая, или умеренно кислая.
Любой агроном посоветует: надо известковать, исправлять «ошибку» природы. Но дело это тонкое, требующее квалификации, дорогостоящих анализов, немалых затрат труда и средств, технической базы, поэтому доступное далеко не всем земледельцам, особенно пенсионерам-дачникам. А может, в таких обстоятельствах пока не торопиться переделывать природу, а обратить ее «недостатки» в достоинства? На кислых или слабокислых почвах хорошо растут и плодоносят голубика, черника, шиповник, лилии, земляника, лук-шалот, картофель, малина, черная смородина, редис и многие другие культуры. Мало? Тогда под любящие более щелочную почву репу, лук и другие культуры можно в условиях приусадебного хозяйства хотя бы локально вносить древесную золу, яичную скорлупу, другие известковые отходы.
Самым мощным почвоулучшителем в системе органического земледелия являются растения-сидераты. На бедных кислых почвах самый эффективный среди них люпин. Однако широкого распространения он еще не получил ни у производственников, ни у дачников-садоводов и огородников. Серьезно никто им не занимается, даже нет районированных сортов люпина, хотя кислых почв много. И напрасно, ведь достоинств у люпина много. Его корневая система осваивает и окультуривает подпахотные горизонты до 4-6 метров, перекачивает из глубин и включает в биологический оборот ранее находившиеся в труднодоступных формах питательные вещества, делает почву пористой, насыщает органикой. Классические многолетние опыты Шульца, Будрова и других исследователей показали, что картофель, рожь, пшеница, как правило, удваивают урожайность после люпина. Это же подтвердилось в личных опытах. Люпин является рекордсменом по усвоению азота из воздуха, фосфора из малорастворимых фосфатов, накапливает много кальция и других макро- и микроэлементов. Садоводы давно заметили, что земляника дает самый высокий урожай именно по люпину. Не случайно практичные германские земледельцы назвали это растение «благословением бедных почв», мелиоратором песков. Наконец, люпины, особенно многолетние формы, очень декоративны, цветут долго, не уничтожаются скотом, прекрасны как в групповых, так и в одиночных посадках.
Но особенно ценен люпин как зеленое удобрение. По своей пользе зеленая масса его приравнивается к навозу, а в сравнении с навозом нынешних животноводческих комплексов - значительно превосходит. Не случайно будущий академик Д. Н. Прянишников еще вначале 20 века так напористо и убедительно рекомендовал; «Люпин заменит и суперфосфатный завод, и завод «воздушной» селитры или синтетического аммиака, заменит и органическое вещество навоза, и все это он сделает за счет солнечной энергии, которую он лучше использует, чем злаки, да еще на том самом паровом поле, которое подлежит удобрению, так что расход на возку отпадает... Ни одно растение не справляется так с бедностью песчаных почв, как люпин» (Работа «Общие вопросы агрономии и химизации земледелия», 1924 г).
Агротехника люпина относительно несложная, если учитывать его биологические особенности. Важнейшая из них - люпин лучше других культур переносит слабокислую и кислую реакцию почв, но хорошо себя чувствует и на нейтральных почвах. Сеют люпин в наших условиях в первой пятидневке мая (всходы чувствительны к утренникам), обязательно во влажную почву, на глубину не более 2-3 см, мульчируют для сохранения влаги, междурядья 25-30 см, расстояние между растениями в ряду 10-12 см. На удобрение люпин можно сеять и погуще, в смеси с овсом и другими сидератами на освободившееся после уборки ранних культур место. Цветушную массу люпина можно заделать в почву, а можно просто оставить на поверхности в качестве мульчи. У меня на грядке второй вариант оказался эффективнее.
С уборкой люпина мешкать нельзя - бобики поспевают неравномерно, растрескиваются и разбрызгивают семена. Поэтому убираю кисти выборочно и досушиваю, например, в мешках из воздухопроницаемого материала типа лутрасил, агрил и т. п. Бобики и семена при дозаривании в сырости легко плесневеют, поэтому проветривание обязательно. При механизированной уборке люпин дозревает в валках, что почти всегда связано с потерями. У более позднеспелого белого люпина потери при уборке немного меньше (бобы не растрескиваются).
Люпин однолетний, как показали специальные исследования (В.М. Тужилин и др. в 1984,1985 и 1989 годах), накапливает до 60 тонн с гектара биомассы, из которой в почве образуется около 3 тонны биогумуса. Так что если люпин используется в качестве парозанимающей, а не повторной культуры и за сезон в почве естественным путем минерализуется около тонны гумуса на гектаре, прибавка от него составит 2 т/га. Это один из лучших показателей среди растений-сидератов по повышению плодородия почвы, наглядный пример того, что растения оставляют после себя больше питательных веществ, чем потребляют. Накопление органики в почве можно еще ускорить, если выращивать до посева люпина и после заделки еще какую-либо холодостойкую быстрорастущую культуру на зеленое удобрение, например, фацелию.
Не случайно отцы российского земледелия так ратовали за широкое использование люпина и других сидератов в повышении плодородия почв. Но в эпоху всеобщего перевода сельского хозяйства на «индивидуальные рельсы» наши политики, в пылу борьбы подмяли отечественную науку и практику, в очередной раз захотели ухватить бога за бороду. Но поймали «химического» козла за хвост. Да и того не удержали. Теперь «похмельный» синдром от химизации проходит. С.С. Литвинов определяет одной из главных задач "... освобождение экологически безопасных систем земледелия, биологизацию и экологизацию интенсификационных процессов в отрасли» (журнал «Картофель и овощи» №2 за 2000 г, стр.3). Да разве мыслим другой подход в работе на земле?!
По сути, возвращается блудный сын от науки, вновь бытие определяет сознание. Рекомендации те же, что и 100 лет назад, только менее конкретны и более заумны. А крестьяне все так же смиренно надеются у разбитого корыта на очередное чудо. Их надувают и надувают, а они все надуваются и надуваются, как точно определил ситуацию сатирик.
Иван Замяткин,
член сообщества «Народный опыт»
Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица: