Защита прав
Для одних – бандиты, для других – герои
Александра Набокова
О приморских партизанах из села Кировка толкуют по-разному. Одни, в основном простые граждане, считают их героями, а другие, в основном властные структуры, называют ребят бандитами.
Эхом по всей России прокатилась история 18-20-летних ребят, прозванных в народе «партизанами», которые взялись за оружие и начали стрелять в милиционеров. Почему они пошли на это?
Чтобы глубже понять происходящее в нашей матушке России, 19 мая представители общественного движения противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления «Хранители закона» выехали в село Кировка. Здесь в 12 часов дня в здании районной администрации намечалась встреча с жителями села.
Администрация Кировки – запретная зона
Председатель ОДПК «Хранители закона» Петр Михайлович Довганюк, редактор газеты «Народное вече» Мария Соловьенко, общественница г. Дальнереченска Ольга Волковая и я подъехали к администрации района. Возле дверей нас ожидали люди. Мы попытались пройти в здание администрации, но дверь оказалась запертой. Постучали, в коридор вышел строгий «дядя» и через стеклянную дверь сердито заявил, что велено НИКОГО НЕ ПУЩАТЬ. Никакого мероприятия здесь НЕ БУДЕТ.
Психологически мы были готовы к любой пакости со стороны чиновников, у нас стойкий иммунитет к подобным выходкам. Чувствовалось, что за нами со стороны наблюдают, прослушивают, снимают «дяди» в гражданской одежде.
К зданию администрации подошел еще один «дядя», Он представился заместителем главы администрации Паршуковым Игорем Анатольевичем. Но в здание пройти нам тоже не разрешил. Дескать, на то нужна заранее заявка. К пояснениям П.М. Довганюка, что на встречу с жителями села в этом здании глава Кировской районной администрации Смирнов Андрей Геннадьевич дал добро, чиновник остался глух. Не подействовала даже заявка, привезенная председателем ОДПК «Хранители закона».
Но мы не растерялись и организовали встречу на лоне природы. А этот самый Паршуков уютно присел возле, на скамеечке. Может, позагорать, а может, нас пас, чтобы в случае чего «постучать» кому надо…
«Для меня они все бандиты»
– Да, Кировский район прославился из-за них, – задумчиво говорит начальник уголовного розыска Кировского района В. Лекарев. Здесь же, на лоне природы, находился и оперуполномоченный уголовного розыска Дмитрий Теляшов.
– Их расписывают как народных героев. А они воровали, даже у собственных родственников. Украли у Т. телевизор и шлифовальную машинку. Убивали сотрудников милиции. У пенсионера МВД украли ружье, патроны, барсетку.
Говорят и пишут, что их били. Никто их у нас не бил. Такое я видел только по телевизору… У нас такое не практикуется…
Хулиганы все были схиндхедовцами. Истинные арийцы. Россия для русских, считают они. Изначально рисовали кресты на домах, избивали гастарбайтеров, граждан из дальнего зарубежья, чтобы они уезжали к себе на Родину…
Потом они стали воинами Джихада, мусульманскую веру переняли. Духовным лидером, идеологом был Сухорада Андрей. Потом, при задержании, он сам себя застрелил…
У Савченко Романа отец сам работал в милиции инспектором ГАИ... А школу «Патриот» они не посещали. Они сбывали наркотики… – говорит В.А. Лекарев.
– У Вас есть акты по сбыту ребятами наркотиков? – тотчас спрашиваю я у начальника уголовного розыска.
– Нет, мы не успели составить, – отвечает Валерий Александрович.
– Употребляли ли ребята алкоголь, наркотики?
Из ответа В.А. Лекарева узнаю, что никто из них «этим делом» не занимался, и все они из благополучных семей, кроме Сухорады. Живут, вернее, жили в семьях со средним достатком. Все учились, кто в техникумах, кто в вузах.
При внешнем благополучии парней: Володи Илютикова, Саши Сладких, Алеши Никитина, Саши Ковтуна, Романа Савченко, Андрея Сухорады, Максима Кириллова, как могло получиться, что ребята взялись за оружие и пошли убивать милиционеров? Ппросто так НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ в жизни! Это вопрос будоражит не только меня, форум на сайтах кишит, тысячи людей задумываются над этой проблемой.
– Захотелось жить лучше, без особых затрат, – просто объясняет начальник уголовного розыска Валерий Лекарев.
– О какой борьбе с милицейским беспределом можно говорить, если нигде не было освещено о том, сколько бандиты натворили дел?..
Так мы даем слово Валерию Александровичу.
– Следствием выяснено, что в 2009 году находящихся в розыске и считавшихся без вести пропавших 4 людей убили бандиты, – говорит Лекарев.
– По источникам, это были наркодилеры, имеющие конопляные поля. В связи с чем и были убиты, – добавляю я.
Валерий Александрович продолжил:
– Во Владивостоке бандитами был убит один сотрудник ППС, двоих ранили. В с. Ракитное Дальнереченского района ими убит милиционер. В Варфоломеевке подожгли опорный пункт милиции.
В Яковлевке бандиты обстреляли наряд дорожно-патрульной службы. В Уссурийске при их задержании ранен один милиционер. В г. Лесозаводске у отдыхающих под угрозой оружия забрали дорогостоящий джип… В Чугуевке обворован магазин. Найден тайник похищенной одежды.
В г. Спасске вызвали такси. Когда оно приехало, то водителя, – женщину – связали и под угрозой физической расправы выкинули из машины. Такси нашли на следующий день в поселке Горные Ключи.
У бандитов всегда есть отговорка, что их избили сотрудники ОРЧ-4 в милиции. Чтобы нас не оговаривали, сейчас мы ввели в практику: прежде чем задержанного доставить в полицию, везем его в больницу на медицинское освидетельствование. Фиксируем, в каком состоянии доставили, – поясняет В.А. Лекарев.
Прелюдия
Обращения в прокуратуру традиционно ничего не дало… Сплошной отказ. Полиция чиста, как стеклышко!
От Кириловой М.В. в прокуратуру Кировского района 24 ноября 2010 года поступило обращение о непринятии действенных мер по фактам причастности должностных лиц ОВД Кировского района к браконьерству, выращиванию конопли, распространению наркотических средств и непривлечению к ответственности за совершение дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
Еще 27.05.2007 года в ОВД Кировского района поступило сообщение, что произошло ДТП с участием дознавателя ОД ОВД Кировского района Багушевич С.А. и пешехода.
13.07.2007 г. по результатам проведенной проверки следователем СО при ОВД Кировского района Лазаревой Н.А. было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
В 2007 году оперуполномоченным ОРЧ-11 УБЭП УВД ПК БЕЗУГЛЕНКО Р.А. было совершено ДТП, в ходе которого пассажиру мотоцикла были причинены тяжкие телесные повреждения.
По результатам проведенной проверки было возбуждено уголовное дело № 168107 по ст. 264 ч. 1 КУ РФ, которое с обвинительным заключением было направлено в суд. Кировским районным судом было принято решение о прекращении уголовного дела по ст. 76 УК РФ (в связи с примирением – прим. автора).
Далее заместитель прокурора Кировского района А.А. Лозебной пишет в ответе Кирилловой М.В., что сообщения, обращения о преступлениях по факту браконьерства, выращивания конопли, распространения наркотических средств, совершенных должностными лицами ОВД в период с 2007 по 2010 годы не поступали.
В этом же ответе сообщается, что 05.06.2010 года в прокуратуру Кировского района поступило письмо Гавриловой С.В., из которого следовало, что она не согласна с произведенным 05.06.2010 г. сотрудниками милиции обыском в ее жилище. В удовлетворении обращения ей было отказано.
Поясню читателям: Кириллова Марина – мама «партизана» Максима и она же родная сестра Гавриловой Светланы.
Отказано Марине Кирилловой и в возбуждении уголовного дела по факту избиения сотрудниками милиции Максима Кириллова.
Так же отказано в удовлетворении заявления (обратите внимание!) от 26.02.2008 года, поступившего от мамы Андрея Сухорады С.Н. Степанченко в возбуждении уголовного дела по избиению Сухорады Андрея сотрудниками милиции. 06.03.2009 года дознаватель ОД ОВД Кировского района Варнаков В.В. выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
18.06.2010 года первый заместитель прокурора Приморского края Рябов Н.А. названное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменяет, а материалы направляет в СО по г. Лесозаводску СУ СК при прокуратуре РФ по Приморскому краю. Однако, 11.07.2010 года следователем принято новое решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Итак, мы видим сплошной ОТКАЗ! И в ответе заместителя прокурора Приморского края В.И. Богомолова значится, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Обращались и к Полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе В.И. Ишаеву, опять же Кириллова Марина и мама партизана Романа С.В. Савченко. Они излагали о необоснованном задержании и привлечении к уголовной ответственности Кириллова Максима, а также о неправомерных действиях сотрудников милиции, выразившихся в незаконном проведении обыска в жилище Гавриловой Светланы, и применении в отношении его и Ковтуна Саши насилия, а так же о применении насилия сотрудниками милиции в 2008 году в отношении подростков, среди которых был Андрей Сухорада.
Ответ В.И. Богомолова гласит, что в ходе проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, а также дополнительной проверки 19.11.2010 года, следователем отдела по расследованию особо важных дел по Приморскому краю вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. 14.12.2010 г. данное постановление отменяется и направляется для проведения дополнительных проверочных мероприятий. И снова все встает на круги своя.
По факту противоправных действий сотрудников милиции в отношении подростков, среди которых был Сухорада Андрей, имевших место в 2008 году, следственным отделом по г. Лесозаводску следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Приморскому краю тоже была проведена проверка.
10.10.2010 г. в отношении сотрудников милиции СКИБЫ В.А., БЕЗУГЛЕНКО Р.А. и ЛЕКАРЕВА В.А. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий (прим. автора).
Одним словом, с доводами о непринятии мер по фактам причастности должностных лиц ОВД Кировского района и с обыском у Светланы Гавриловой, и с выращиванием конопли, и распространением наркотиков, и с браконьерством, и совершение ДТП, в ответе В.И. Богомолова, все о'кей!
Что произошло с Андреем Сухорадой 24 февраля 2008 года?
Говорит Светлана Гаврилова:
– Это было последней чашей терпения. В районе мелиораторов подростки организовали «стрелку». Ребята условно были разделены на «красных» и «белых». Решено было разобраться, кто кого сдает ментам, кто «стучит?». Когда эти «красные» и «белые» пришли к назначенному времени, подъехали две милицейские машины. В них сидели по гражданке одетые милиционеры.
Они с ходу начали пулять по ребятам. Были и раненые. Один из них с Андреем Сухорадой забежали в гараж к Никитиным.
Милиционеры ворвались в гараж и начали их избивать. Хозяйка вышла, отборно заругалась на милиционеров, вызвала скорую помощь. Раненому удалили пулю из ноги, но нигде этот факт не зарегистрирован, так как милиция стояла в приемном покое.
Андрей Сухорада поехал в больницу, снял побои, хотя менты предупреждали его, если напишешь заявление, то пожалеешь. Андрей их не побоялся, снял побои и пошел домой.
По дороге они его встретили, закинули в багажник, вывезли на речку. Подвели к проруби, грозились утопить. Раздели, избили и бросили на снег раздетым. Андрей едва дополз до дома.
Этот рассказ мне очень напомнил слова Светы Ивакиной о том, как в г. Дальнереченске ее тоже вывозили несовершеннолетнюю к реке, тоже грозились утопить, пытали, выбивая показания, что Евгений Федоров убил молодую женщину…
Обыск. Пыточный кабинет № 39…
Рассказывает Светлана Гаврилова:
– Это было 5 июня 2010 года. Ближе к вечеру я пришла из университета с учебы. Максим, мой племянник, спокойно сидел за компьютером. Я легла на диван отдохнуть. Вдруг слышу гул машин. Вышла на веранду, выглянула в окно. И ужаснулась. По периметру дома, пригнувшись, в бронежилетах и касках с автоматами мой дом окружают человек тридцать.
Две большие машины стояли возле моего дома, а третья заехала в ворота к соседям, разбив их. Когда хозяин вышел из дома и начал возмущаться, ему сказали, войди в дом, и не высовывайся, а то и тебя заберем. Это мне после рассказал сосед.
Я быстро затворила двери на крючок, кричу: «Максим, ОМОН!» Ребенок упал на пол и сказал: «Сейчас они меня начнут убивать».
Я вспомнила про подвал в доме, которым ранее не пользовалась. Сработал материнский инстинкт. Быстро открываю крышку подвала и прячу туда Максима. Тут вижу, ОМОНовцы полезли во все щели дома. Первый, который влез через окно, заметил возвышение под ковром пола. Я сразу сказала, что там Максим.
«Пусть вылезает, иначе я начну стрелять», – приказал омоновец.
Только Максим показался в проеме, как его схватили, бросили на пол, скрутили руки и вывели на улицу со словами: «Один есть»…
Дали мне на подписание акт, в котором были обозначены находящиеся еще в розыске Сухорада, Ковтун, Савченко, Илютиков. Я такой акт подписывать отказалась, так как в моей квартире никого из них не было. И они начали обыскивать во дворе, с овчарками, залазили на чердак, сараи, омшаник, разломали веранду, табуном лазили по крыше, переломали шифер. До 2 часов ночи у меня был ОМОН.
Во время обыска ко мне был приставлен милиционер с автоматом. В моем присутствии обыск проводился только в одной комнате, где я сидела. Передвигаться мне было запрещено. Кто были понятые, мне неизвестно. Не исключаю, что все свои, из омоновцев.
Копия протокола обыска и изъятия вещей мне предоставлена не была.
Я была поражена хамским поведением одного из сотрудников милиции следственного отдела, опознать его смогу. Он взял кочергу и выгреб все содержимое из печки. Там оказалась окровавленная прокладка. Он собрал весь состав следственной группы и начал меня расспрашивать язвительным тоном, что это за окровавленная тряпка?
Я ему пояснила физиологию женщин. В ответ получила оскорбительный вопрос: «Что, как с коровы?..» После чего демонстративно оставил «женскую физиологию» лежать на середине кухни.
Окровавленная «тряпка» не один час пролежала под самым носом приставленного ко мне вооруженного милиционера! Это было издевательство и глумление над женщиной.
Надо сказать, что вся улица с 5 на 6 июня 2010 года была оцеплена омоновцами.
Их полторы тысячи, вооруженных до зубов, было задействовано на поимку шестерых простых деревенских мальчишек… Вся тайга была забита омоновцами. Машины из села не выпускали. Был самый настоящий комендантский час.
Меня этой ночью тоже забрали в милицию, где продержали с 2 часов ночи до 8 утра. Меня посадили под кабинетом № 39, и слышала, как избивали Максима, как падал стул… А у него эпилепсия…
Когда из кабинета № 39 выходил нервный краевой следователь, потирая руки, я увидела, что Максим прикован наручниками.
В 6 часов утра меня попросили выйти из коридора. В 39-й пыточно-палаческий кабинет, как прозвали его в Кировке, вошло сразу пять человек, одетых по гражданке, и все с оружием.
Я вышла и встала на лестничную клетку. Минут через 20 двое вывели Максима. Он был босой, в наручниках, на лице ссадины.
Один из омоновцев попросил меня привезти Максиму одежду. Дали машину с водителем. Я привезла все, что нужно было, но меня на третий этаж уже не впустили, шофер сам все передал. Затем я увидела, как Максима вывели на улицу, посадили в «УАЗик», и целый месяц мы ничего не знали о нем.
Через 2-3 недели я перенесла еще один обыск. Краевые следователи пояснили, что при первом обыске не было овчарок, натасканных на взрывчатые вещества и оружие. Предложили мне добровольно все это сдать. Я им сказала, что отдавать мне нечего, сами ищите. На сей раз было человек 10 и 2 собаки, натасканные… Опять срывали полы, огород весь измяли… Но так ничего и не нашли.
Что говорит народ, – кормилец полицаев?
Я показываю фотографию жителям села Кировка. На ней в обнимку запечатлены Илютиков Володя, Сладких Саша, – который при задержании застрелился, Никитин Алеша, Ковтун Саша, Савчено Роман, Андрей Сухорада (по одной версии, сам застрелился, по другой – его «снял» снайпер выстрелом в глаз), Кириллов Максим. Спрашиваю:
– Вы знаете этих ребят?
Виктор, которому лет 45, сказал:
– С детства их знаю. Савченко Рома – отличный стрелок. Ребята спортивные. Занимались спортом у Ивашко – директора спортивной школы «Патриот». Там они занимались и рукопашным, и стрелковым боем…
Спрашиваю:
– Как могло случиться, что они начали убивать милиционеров?
– Думаю, что возня пошла из-за 2-3 милиционеров. Менты угнетали их… Из-за них это все пошло… Сильно обозлили ребят. Психика, глядя на беспредел в милиции, не выдержала… Всё же молодые...
Светлана:
– Мешали эти ребята ментам. У них обостренное чувство справедливости. Бывало, катаются на горке, а менты и тут их разгоняли. Дружили с детства, защищали друг друга…
Мы в шоке от всего случившегося в нашем селе. Хотя, ясное дело, любое насилие до добра не доводят. Посмотрите, какие выборы были. Это ведь тоже насилие, и тоже до добра не довело. К чему дальше придем?..
Я была на похоронах Андрея Сухорады и близко подходила к гробу. Видела, что у Андрея один глаз был залеплен, на голове была надета шапка. Голова раздроблена…
Ребята говорили, что Андрея в Уссурийске «снял» снайпер. Прямо в глаз, навылет. Друг Саша Сладких затащил его в квартиру. Андрей бился в конвульсиях. Саша пристрелил Андрея, а потом себя. Вот такая трагедия…
Говорит Марина:
– Максим Кириллов учился хорошо. 11 классов закончил без единой тройки. Учился он в судостроительном техникуме…»
Остальных оставшихся в живых «приморских партизан» ждет суд. Какой будет приговор, будут ли учтены обстоятельства, творимые сегодня в правоохранительных органах, сказать трудно.
Могло бы не совершиться такого ужаса? Считаю, что ДА! Но для этого нужно здоровое общество, начиная от правителей. Увы, его нет. Сегодня балом правят олигархи, они и «рисуют» законы под себя. Пускают нас во все более беспросветную нужду, а с нею вместе порождаются все большая агрессивность и безысходность.
Поэтому трудно сказать, когда прекратятся выстрелы в России в мирное время. Но сегодня, думается, арестов и тюрем будет больше…
Увы, таковы реалии… А что будет дальше, жизнь покажет…
Александра Набокова, с. Кировка – г. Владивосток.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: